
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Флп., 235 зач., I, 1-7.
Глава 1.
1 Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами:
2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас,
4 всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою,
5 за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне,
6 будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа,
7 как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Читая послания апостола Павла, порой удивляешься тому ровному духовному состоянию, в котором он находится. Душевный мир и покой чувствуется в строках его писем. Даже порой критикуя своих адресатов, упрекая в тех или иных отступлениях от истинной веры, апостол исполнен к ним любви, терпения и снисхождения. Он стремится говорить с ними, как заботливый отец и как верный друг, а не как раздражённый, критикующий начальник. Очевидно, что такое мирное состояние души — это одно из проявлений благодати Божией в человеке.
Из того отрывка, который мы услышали сегодня, становится ясно, что это действие благодати в сердце апостола, — ответ Творца на его собственные усилия. Обращаясь к христианам города Филиппы, Павел открывает им, что молился о них с того самого момента, как они вошли в его жизнь. Апостол помнил о них ежедневно, прося Бога проявить о них заботу. В ответ на эту молитву Господь и давал Павлу силы оставаться к филлипийцам в благом расположении духа.
Так Священное Писание предлагает нам важный инструмент, используя который мы, подобно апостолу Павлу, можем приобрести и хранить мир в душе по отношению ко всему происходящему вокруг нас. Этот инструмент — молитва.
Церковная традиция уделяет молитве большое внимание. С неё начинается день, ею он заканчивается. Для этого существуют утренние и вечерние молитвенные правила, которые можно найти в любом молитвослове. Это те слова, которыми обращались ко Творцу святые. В них аккумулирован их опыт. Читая эти молитвы, мы словно проникаем в то состояние, в котором находились праведники; словно настраиваем свою душу на тот же лад, на который были настроены они. Но это не означает, что мы не можем молиться сами, своими словами. Ведь у каждого из нас свои проблемы, свои радости, свои просьбы. Иными словами, у каждого из нас своя ситуация. А потому имеет смысл после чтения тех или иных установленных молитв, когда в нашей душе появился определённый настрой, помолиться и собственными словами. Лично от себя поговорить с Богом. Рассказать Ему о том, что волнует сегодня лично нас. Попросить помощи. Обязательно за что-то поблагодарить.
И ещё один важный момент: вряд ли нам стоит все силы души бросать на молитву о чём-то глобальном. Кирпичиком нашей беседы с Богом должна стать молитва на краткосрочную перспективу. Как говорит Спаситель, «завтрашний день сам будет заботиться о своём, достаточно для каждого дня своей заботы». Поэтому утром мы просим у Творца благословения лишь на сегодняшний день. Чтобы нам именно сегодня быть исполнителями Его воли. Чтобы именно сегодня вести себя по-христиански с теми, кто нас окружает. То же самое и вечером: в первую очередь стоит поблагодарить именно за прошедшие сутки, попросить прощения именно за сегодняшние ошибки. И не будем сомневаться, совершая эти весьма нехитрые и очень простые действия день за днём, однажды, сами не заметим того, как каждый в свою меру исполнимся того мира, покоя и бодрости духа, которыми обладал апостол Павел.
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема