Флп., 240 зач., II, 5-11.
Глава 2.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Мир, в котором мы живем, диктует свои законы. Среди этих законов невозможно найти закон смирения. Но есть противоположный смирению закон: каждый человек знает, что он должен отстаивать свои интересы, жить в соответствии со своим статусом и пристально отслеживать нет ли нарушений его прав в какой-либо сфере жизни. Для нас это естественно и нормально. Все мы подчинены господствующим в окружающем мире законам, мы от них зависим и даже если захотим, то вряд ли сможем получить абсолютную свободу.
Но христианский закон иной, он отличен от того, что носит в себе каждый человек и, как следствие, все общество. О том, каков этот закон, откуда он взялся и почему он предпочтителен, говорит сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Филиппийцам. Апостол был уверен, что для любого человека высшее благо заключено в подражании Христу, а высшая степень подражания Христу выражается в наличии у христианина тех же самых чувствований, «какие и во Христе Иисусе». Но какие это чувствования? Апостол Павел определяет их как абсолютное смирение. Бог стал человеком, Творец сошел на уровень творения. Уже сам этот факт показывает ни с чем не сравнимую кротость Бога. Весь земной путь Христа показывает, каков наш Бог и каким должен быть тот, кто верует во Христа как в Воплощенного Бога. Он родился в хлеву, в бедной семье, Он вырос среди самых обычных людей, Он исполнял все законы того общества, в котором жил, Он никак не отделял Себя от окружающих, Он не требовал какого-то особого почтения к Себе, более того, Он, пусть и мягко, но укорил Марфу, которая вместо того, чтобы слушать Его слова, полностью углубилась в служение Ему, Он помыл ноги апостолам, Он не сопротивлялся, когда Его вели на суд, во время суда Он ни слова не сказал о том, что были нарушены все возможные нормы закона, Он не требовал пересмотра судебного решения, в конце концов Он был казнен самым бесчеловечным образом. Во время всего земного служения Христа Он ни разу не воспользовался Своей силой для Самого Себя. А итогом Его земной жизни стало, то, что, как это выразил апостол Павел, «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени».
Апостол, а вместе с ним и Церковь, убеждены, что нет никакого иного пути достижения вечного блаженства в Царстве Христовом, кроме того, по которому прошел наш Спаситель. Этот путь означает постоянный, ежеминутный и ежесекундный отказ ради исполнения Евангелия от того, что считается естественным и нормальным в человеческом обществе. Это отказ от самого себя, от своих интересов и, что самое непростое, от своих прав. Ведь именно так поступал Христос: Он отказался от Своих прав не только как Бог, но и как Человек, исполняя законы общества, Он не требовал, чтобы эти законы Его защищали.
Если попытаться приложить высочайшее Христово смирение к нашей жизни, то становится страшно. Ведь это означает, что мы должны отказаться от всех своих прав и не искать какой бы то ни было личной выгоды, должны целиком посвятить себя служению другим, ничего не ожидая взамен. Впрочем, слово «мы» здесь совершенно неуместно, ведь Христос обращается не к какой-то группе людей, Он обращается к каждому отдельному человеку. И на Голгофу Он взошел один, Он не требовал от Своих учеников умереть вместе с Ним. Путь Христов — это всегда путь одного. И от этого становится еще страшнее. Но если отринуть страх так, как это сделали Христовы апостолы и все святые, то оказывается, что иго Христова смирения легко, а бремя Его — благо (ср. Мф. 11:30), ведь с тем, кто сумел побороть страх, сопутствует Сам Бог, и действует уже не человеческая, а Его, все превосходящая, сила.
Охотск (Хабаровский край). Храм Преображения Господня
На самом севере Хабаровского края есть небольшой поселок Охотск. Его название не имеет отношения к охоте, как может показаться. Оно произошло от слова «охота». Это топоним, с языка коренных жителей он переводится просто — «река». В устье речки Охоты и раскинулось одно из старейших на Дальнем Востоке селений.
Русское зимовье появилось здесь ещё в 1647 году. Три десятка казаков, следовавших из Сибири на Камчатку, добрались тогда до берегов Охотского моря, которое является частью Тихого океана. Первопроходцы срубили добротную деревянную крепость — острог и через некоторое время заложили в ней храм в честь праздника Преображения Господня.
Когда точно в Охотске появилась первая церковь, сегодня и не скажешь. Доподлинно известно, что в 1737 году она уже существовала. Тогда здесь была основана «Охотская навигацкая школа». В ней молодые казаки постигали премудрости мореходства. Инициатором создания школы был российский мореплаватель Витус Беринг. Он возглавлял экспедицию по созданию на Тихом океане постоянного российского флота. В рамках этой кампании в Охотске развернулось судостроение. В 1740 году на воду были спущены два первых судна, названные именами святых апостолов Петра и Павла.
Охотск стремительно развивался как центр мореплавания. Преображенская церковь на протяжении многих десятилетий оставалась духовной опорой для его жителей. Деревянное здание несколько раз горело, но неизменно восстанавливалось. В последний раз его перестроили и освятили в 1891 году.
После революции 1917-го храм Преображения Господня разрушили безбожники. Общинная церковная жизнь в Охотске вновь затеплилась в девяностых годах двадцатого века. Вначале православные собирались в здании бывшего кинотеатра, затем оборудовали под церковь маленькую избушку на берегу реки Охоты.
А в 2012-ом начали строительство нового храма! Верующие сами заготавливали брёвна в тайге, сами пилили, красили, штукатурили и спустя четыре года над деревянной церковью засияли купола. Её освятили, по старинной традиции, в честь Преображения Господня.
Вскоре здесь появились свои святыни. Одна из них — икона Николая Чудотворца, выполненная по заказу московским мастером. Образ этот особенный. За спиной у святителя иконописец изобразил новый Преображенский храм в окружении сопок и Тихий океан. А в волнах видны парусники — «Апостол Пётр» и «Апостол Павел». Те самые два первых судна, что изготовили в Охотске на заре его истории для экспедиции Витуса Беринга.
Все выпуски программы ПроСтранствия
24 ноября. О воздаянии

В 1-й главе 2-го Послания апостола Павда к фессалоникийцам есть слова: «Праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба».
О воздаянии — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Воздаяние является основанием христианской надежды. Действительно, надежда направлена в будущее, имеет цель. Если бы Христос сказал: «Исполняйте заповеди Мои», но при этом не определил смысл такой жизни, последующую награду, если бы вместо ожидаемых благ нам просто сказали: «Молодец», то некоторые не стали бы проходить так ревностно своё служение и жить благочестиво.
Однако Христос исполнителям воли Божией говорит: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах». Хотя мы понимаем, что с Богом у нас установлены не торговые отношения «ты мне — я тебе».
Иоанн Богослов замечает: «Обетование, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная». Вот что важно. Все, исполняющие заповеди Божии, будут иметь вечную жизнь. Это лучшее и большее, что хочет дать Бог верующим в Него и любящим Его. Воздаяние есть следствие правды Божией, Его справедливости, ведь Он не только милостивый Судья, но и праведный. Будем помнить призыв апостола любви — быть со Христом: «Дети, пребывайте в Нём, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествии Его».
Все выпуски программы Актуальная тема
24 ноября. О личности Александра Суворова

Сегодня 24 ноября. В этот день в 1730 году родился русский полководец Александр Суворов.
О его личности и служении — протоиерей Андрей Ефанов.
Величайший российский полководец, генералиссимус Александр Васильевич Суворов показал нам ярчайший пример того, как в одном человеке могут сочетаться патриотизм, воинский талант и глубочайшая религиозность.
Как полководец Александр Васильевич прославился непобедимым военачальником. Забота Суворова о своих офицерах и солдатах стала легендарной и до сих пор является примером для всех военных.
Претерпев гонения во времена правления императора Павла I, Суворов не озлобился и вернулся к служению отчизне, как только это потребовалось. Не менее важной чертой Александра Васильевича была его глубокая религиозность. Читая с детства в храме Псалтырь, он выучил наизусть почти все псалмы. Его домашняя часовня была постоянным местом посещения и молитвы гениального полководца. В храме Суворов помогал за богослужением в алтаре и на клиросе. Имея перед глазами пример Суворова, мы можем и свою жизнь строить так, чтобы сочетать глубокую веру и патриотизм.
Все выпуски программы Актуальная тема







