Послание к Евреям святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Евреям святого апостола Павла

* Поделиться

Апостол Павел

Евр., 335 зач., XIII, 17-21.

Глава 13.

17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.

18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.

19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.

20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа,

21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Сегодняшнее чтение начинается с призыва апостола к повиновению наставникам, и нам кажется, что его мысль совершенно понятна. Но что такое повиновение на самом деле? Русское слово «повиновение», как мы можем услышать, имеет корень «вина», который в славянском языке означал причину. То есть повиноваться — это совершать поступки, по причине волеизъявления другого человека. Он становится виновником или причиной наших действий, а мы повинуемся.

Современное общество очень свободолюбиво. По крайней мере, оно так о себе заявляет. Поэтому слово «повиновение», даже теми, кто не вполне понимает его смысл, воспринимается как что-то неприятное, будто бы речь идёт о лишении нас свободы. Мы ведь сами хотим быть причиной наших поступков. Мы ведь разумные и свободные существа. Именно поэтому, когда современный человек слышит призыв апостола, он представляет себе начальника и думает, что речь идет о подчинении. Более того, к сожалению, иногда так думают и сами христиане. Старший будто бы имеет право требовать от младшего исполнения своей воли.

Но это ли имеет в виду апостол? Греческое слово, которое он употребляет, восходит к понятию доверие и скорее означает «прислушайтесь», «поддайтесь убеждению» своих наставников, то есть тех, кто идёт впереди, а значит более опытен. Это позволяет увидеть слова апостола Павла в совершенно ином свете.

Во-первых, это кое-что говорит о самих наставниках. Им стоит стремиться к доверию, которое не возникает на пустом месте. Их собственная жизнь должна быть плодотворна, чтобы ученики видели, что наставники сами преуспевают в своем христианстве и их опыт не выдуман, они сами шли этой дорогой.

Во-вторых, это конечно, кое-что говорит об учениках. Им не стоит воспринимать себя как неразумных детей, которые просто слепо копируют чужое поведение или починяются приказам. Нет, они взрослые, разумные ответственные люди, но им необходимо научиться доверять более опытным, уже прошедшим определённый путь. Умение уступить и прислушаться к совету оказывается очень важным, ведь наш греховный внутренний человек борется за себя, отстаивает свои старые привычки.

Всё это означает, что наставникам и ученикам стоит выстраивать глубоко личные отношения. Из книг возможно почерпнуть знание, но опыт передаётся только в общении. Каждый человек уникален, и наставник должен помнить об этом, когда нечто советует ученику. Ему стоит учитывать его состояние, его сильные и слабые стороны, ведь когда ты зовёшь человека к духовным вершинам, тебе надо помнить, что, как и в обычных горных походах, человек может сорваться в пропасть. Доберётся ли он до вершины или упадёт, зависит не только от него, но и от тебя. Впрочем, и младшему, если он любит старшего, не следует его подводить, ведь путь спасения — это их общее дело, общая дорога, по которой они идут. Наконец, всем нам, земным ученикам и наставникам, стоит доверять Богу, ведь именно Он для каждого является главным наставником, пастырем и учителем.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем