
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Евр., 317 зач., VII, 18-25.
Глава 7.
18 Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности,
19 ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.
20 И как сие было не без клятвы,
21 ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека,
22 то лучшего завета поручителем соделался Иисус.
23 Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному;
24 а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее,
25 посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение апостол Павел начинает со слов, которые будут понятны любому взрослому думающему человеку: заповедь может быть отменена, если она не приносит пользы. Кажется всё действительно очень просто. Люди меняют законы, потому что надеются создать более совершенные. Мир во зле лежит, и так как человеческая хитрость изобретает всё новые пути для эгоизма самых разных мастей, стремление к справедливости изобретает всё новые для него преграды.
— Э нет, — сказали бы на это иудеи. Вы можете сколько угодно менять свои законы, потому что вы их себе сами сначала выдумываете, а потом сами их же и отменяете. Но наш-то закон дарован нам самим Богом! Тем, Кто знает человеческую природу и, конечно же, учёл в своем законе всё, чтобы привести нас к справедливой и благополучной жизни.
Кажется, всё так! Да как можно спорить с Богом? Но подобный ответ был бы совершенно теоретическим и с его помощью можно было бы убедить только того, кто не знал реальной жизни иудейского общества. Апостол Павел сам был иудеем, имел прекрасное образование и понимал, что заповедь может быть сколько угодно возвышенной, она может происходить из самого авторитетного источника, но это не значит, что она будет исполнятся и из жизни общества исчезнут все проблемы. А самое главное: что люди с помощью чего-то внешнего, пусть даже закона, смогут приблизиться к Творцу. Невозможно спорить с тем, что на пути возвращения человека к райскому состоянию ветхозаветный закон был важным этапом. Более того, он предполагал приближение человека к Богу, ведь уже в первой из десяти заповедей Моисея Бог говорит: «Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других Богов перед лицом Моим». Сами по себе эти слова безупречны, но вот вопрос: остались ли иудеи верны этим отношениям? Нет. И это очень важно. Претензии апостола Павла обращены не столько к формулировкам закона, сколько к самой его сути. Апостол понимает, что внешними указаниями человека невозможно изменить. То есть закон немощен и бесполезен не потому, что плохо сформулирован и не всё учитывает, но потому что людей попросту не исправить внешними способами.
Именно поэтому дальше апостол Павел пишет то, чего с юридической и законотворческой точки зрения попросту не понять. После слов о возможности отменить закон, который никого не довёл до совершенства, можно было бы ожидать, что он напишет о новом законе, который будет лучше прежнего и этой цели наконец достигнет. Но апостол не пишет, что вводится новый «лучший закон», он говорит, что вводится «лучшая надежда». Это слово оказывается ключевым для всего отрывка. При исполнении закона человек может надеяться только на себя. Закон есть, но он лишь форма, которая не может проявить ни снисхождения, ни любви. А если так, на что может надеяться человек? Но, наконец, в мир пришёл не просто новый усовершенствованный закон, но Мессия, который заслуживает гораздо большего доверия на пути к Творцу. Он Тот, о ком пророчески говорит псалом: ты священник во век по чину Мелхиседека, Он Тот, Кто, как и древний собеседник Авраама, может быть назван царём правды и царём мира. В отличие от закона, Иисус Христос, а именно о Нём говорит апостол, любит людей и всегда спасает тех, кто через Него и в Нем Самом приходит к Богу.
6 ноября. О творчестве писателя Павла Мельникова-Печерского

Сегодня 6 ноября. В этот день 1818 году родился русский писатель Павел Мельников-Печерский.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Мельников-Печерский — удивительно глубокий человек, православный христианин, родившийся в Новгородской губернии, всю жизнь посвятил исследованиям русской духовности и, в частности, психологии раскола, оставаясь непоколебимым поборником Русской православной церкви.
Одна из самых интересных мыслей Павла Мельникова-Печерского — это глубокое убеждение, что некогда так называемые старообрядцы составят оплот новой России, ибо в их среде он подмечал немало положительных черт: внутреннюю строгость, убеждённость, жертвенность, крепкую волю, приверженность преданиям старины глубокой.
А вместе с тем в его главных произведениях, объёмных и внутренне очень точных и верных, наш писатель обнаруживал и сокровенную гордость, самоутверждение, неприятие Матери-Церкви, основывавшееся на ложном чувстве собственной исключительности более, чем на каких-то знаниях.
Докладные записки Павла Мельникова-Печерского правительству говорили о том, что сути раскола не знали самые поборники его, что говорится о лицах, принадлежавших правительству, государственных чиновниках. И своей творческой задачей Мельников-Печерский считал раскрытие этих тайн, что было необходимо для уврачевания язвы раскола.
Для нас с вами очень ценно творчество Мельников-Печерского, потому что всякий раскол, всякое восстание на авторитет священноначалия базируется не столько на недостатках, упущениях последнего, сколько на упомянутых мной гордыне, самоутверждении, почитании себя истиной в последней инстанции.
Все выпуски программы Актуальная тема
Псалом 96. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Избавиться от языческих представлений о Боге довольно непросто, а потому отголоски таких представлений мы можем найти и в Священном Писании. К примеру, в 96-м псалме, который звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 96.
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его.
3 Пред Ним идёт огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землёю, превознесён над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
Конечно, в только что прозвучавшем псалме нет того, с чем мы не могли бы согласиться, он абсолютно корректен со всех точек зрения, в том числе и с богословской. Однако вместе с этим мы услышали, что псалом говорит о Боге как о Том, перед Кем «идёт огонь и вокруг попаляет врагов Его». Услышали мы про «облако и мрак окрест Его», а также про то, что «молнии Его освещают вселенную», земля же «видит и трепещет». Одним словом, картина весьма устрашающая, и христиане не могут воспринимать её буквально, ведь мы верим, что полнота Божества была явлена в Лице Господа нашего Иисуса Христа, а Он не был окружён ни огнём, ни облаками, ни мраком, и трепет ужаса Он тоже ни у кого не вызывал. Впрочем, про Него тоже было сказано в услышанном нами сегодня псалме: «Правда и суд — основание престола Его». И эти слова, конечно же, не нуждаются в каком-то особом способе понимания, их буквальный смысл совпадает с реальным положением дел.
Но вот что любопытно: нам зачастую хочется видеть Единого Истинного Бога подобным языческим фантазиям о божестве, то есть как некое грозное существо, окружённое устрашающими и в высшей степени убедительными спецэффектами. Если автор 96-го псалма царь Давид уподобил Бога устрашающему существу лишь для того, чтобы подчеркнуть истинное положение дел — псалмопевец не случайно сделал акцент на правде, или, иначе, на праведности, — то к нам возникает масса вопросов. Ведь если мы действительно мечтаем о грозном и убедительном в проявлениях своей силы Боге, то мы и вовсе не знаем Христа, или, что ещё хуже, мы отказываемся Его принять.
Здесь есть над чем поразмышлять, и, как ни странно, по пути размышления нас готов провести всё тот же 96-й псалом. В нём мы услышали, что любовь к Богу противоположна устремлению ко злу: «Любящие Господа, ненавидьте зло!» (Пс. 96:10). Почему так? Потому что любовь означает стремление к единству с объектом любви, и если мы любим Бога, то мы станем стремиться к единству с Ним, а таковое единство возможно только через уподобление Богу в Его главном свойстве — в любви. Любовь — и это очевидно любому человеку — никогда никого не пугает, она милует, исцеляет, поддерживает, она делает то, что делал Господь наш и Спаситель Иисус Христос в годы Своего земного служения, любовь — это то, что продолжает Он проявлять и сегодня, к тому же самому Господь призывает и нас, в том числе и голосом Своего далёкого предка царя, пророка и псалмопевца Давида.
Псалом 96. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 96. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Колоссянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Кол., 260 зач., IV, 2-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Хотя у каждого из нас своя профессия, традиционный подход к жизни предполагает, что взрослый человек должен более-менее неплохо разбираться в бытовых вопросах. Но насколько это касается вопросов веры и христианской жизни? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из четвёртой главы послания апостола Павла к Коллосянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
2 Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением.
3 Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах,
4 Дабы я открыл ее, как должно мне возвещать.
5 Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем.
6 Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому.
7 О мне всё скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе,
8 Которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши,
9 С Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем.
В нашей семье есть фраза, которую мы с моим отцом регулярно повторяем друг другу: каждый должен заниматься своим делом. Обычно она звучит в адрес того, кто, желая проявить бытовые навыки, переоценивает свои силы и тратит полдня на то, что профессионал мог бы сделать за пару десятков минут. С большинством простых задач, которые должен решать каждый взрослый мужчина, мы обычно справляемся, но порой всё оказывается сложнее. Тут-то мы и говорим один другому о важности специализаций и необходимости обращаться к знатокам своего дела. Примечательно, что нечто подобное можно услышать и в религиозной жизни. Ведь если мы спросим: каким религиозным навыком должен обладать любой верующий, окажется, что для большинства — это навык чтения молитв и посещение храма. Причём в последнем случае тоже имеется в виду навык молитвы, только не частной, а общей, совместной с хором. Порой даже навык поста воспринимается людьми как обязательный лишь для религиозных профессионалов. И уж тем более как профессиональный воспринимается навык ведения богословской дискуссии.
В сегодняшнем отрывке из послания к Коллосянам апостол Павел как будто бы говорит о том же самом, призывая братьев и сестёр быть постоянными в молитве, бодрствуя в ней с благодарением. Однако примечательно, что он просит молитв о себе самом и своём деле. Он проповедник и апостол, и может показаться, что сила его молитвы несравнимо выше, чем у обычных рядовых христиан из маленькой коллоской общины. Но Павел рассуждает совершенно не так. Все мы братья и сёстры в Господе и среди нас нет тех, чьей молитвой можно было бы пренебречь. Апостол обращается к ним из тюремного заключения и надеется, что Бог даст ему возможность благовествовать Тайну Христову так, как должно. При этом он совершенно не имеет в виду, что дело проповеди — это только его обязанность как апостола. Просто проповедь может быть разной, как общественной, так и личной. К этой последней он призывает всех верующих. Он говорит: «Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому». Этим «как отвечать» апостол подчёркивает, что для него важно не только содержание, но и форма общения, которую избирают ученики. Их слово должно быть с благодатью, то есть должно быть открытым, добрым, уместным и вызывающим расположение. Но при этом оно же не должно быть угождающим во всём, но должно быть приправлено солью, то есть быть интересным, осмысленным, вызывающим дальнейшие размышления. Ведь соль, как известно, придаёт вкус и спасает от разложения.
И это значит, что всякий христианин, а не только тот, кто занимается богословием, призван быть приятным и интересным собеседником. Не тем, кто бесконечно пересказывает сплетни и говорит о чужих недостатках, но тем, кто сохраняет души собеседников от духовной деградации, призывая их жить со смыслом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов







