
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Евр., 317 зач., VII, 18-25.
Глава 7.
18 Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности,
19 ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.
20 И как сие было не без клятвы,
21 ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека,
22 то лучшего завета поручителем соделался Иисус.
23 Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному;
24 а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее,
25 посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение апостол Павел начинает со слов, которые будут понятны любому взрослому думающему человеку: заповедь может быть отменена, если она не приносит пользы. Кажется всё действительно очень просто. Люди меняют законы, потому что надеются создать более совершенные. Мир во зле лежит, и так как человеческая хитрость изобретает всё новые пути для эгоизма самых разных мастей, стремление к справедливости изобретает всё новые для него преграды.
— Э нет, — сказали бы на это иудеи. Вы можете сколько угодно менять свои законы, потому что вы их себе сами сначала выдумываете, а потом сами их же и отменяете. Но наш-то закон дарован нам самим Богом! Тем, Кто знает человеческую природу и, конечно же, учёл в своем законе всё, чтобы привести нас к справедливой и благополучной жизни.
Кажется, всё так! Да как можно спорить с Богом? Но подобный ответ был бы совершенно теоретическим и с его помощью можно было бы убедить только того, кто не знал реальной жизни иудейского общества. Апостол Павел сам был иудеем, имел прекрасное образование и понимал, что заповедь может быть сколько угодно возвышенной, она может происходить из самого авторитетного источника, но это не значит, что она будет исполнятся и из жизни общества исчезнут все проблемы. А самое главное: что люди с помощью чего-то внешнего, пусть даже закона, смогут приблизиться к Творцу. Невозможно спорить с тем, что на пути возвращения человека к райскому состоянию ветхозаветный закон был важным этапом. Более того, он предполагал приближение человека к Богу, ведь уже в первой из десяти заповедей Моисея Бог говорит: «Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других Богов перед лицом Моим». Сами по себе эти слова безупречны, но вот вопрос: остались ли иудеи верны этим отношениям? Нет. И это очень важно. Претензии апостола Павла обращены не столько к формулировкам закона, сколько к самой его сути. Апостол понимает, что внешними указаниями человека невозможно изменить. То есть закон немощен и бесполезен не потому, что плохо сформулирован и не всё учитывает, но потому что людей попросту не исправить внешними способами.
Именно поэтому дальше апостол Павел пишет то, чего с юридической и законотворческой точки зрения попросту не понять. После слов о возможности отменить закон, который никого не довёл до совершенства, можно было бы ожидать, что он напишет о новом законе, который будет лучше прежнего и этой цели наконец достигнет. Но апостол не пишет, что вводится новый «лучший закон», он говорит, что вводится «лучшая надежда». Это слово оказывается ключевым для всего отрывка. При исполнении закона человек может надеяться только на себя. Закон есть, но он лишь форма, которая не может проявить ни снисхождения, ни любви. А если так, на что может надеяться человек? Но, наконец, в мир пришёл не просто новый усовершенствованный закон, но Мессия, который заслуживает гораздо большего доверия на пути к Творцу. Он Тот, о ком пророчески говорит псалом: ты священник во век по чину Мелхиседека, Он Тот, Кто, как и древний собеседник Авраама, может быть назван царём правды и царём мира. В отличие от закона, Иисус Христос, а именно о Нём говорит апостол, любит людей и всегда спасает тех, кто через Него и в Нем Самом приходит к Богу.
Вместе с фондом «Помощь» давать людям возможность вернуться к нормальной жизни

Игорь Сидоренко — спортивный журналист, любящий муж и заботливый отец. В январе 2022 года у него произошёл разрыв сосуда в головном мозге. После сложной операции мужчина впал в кому, а когда очнулся был парализован. Ему пришлось заново учиться делать буквально всё, даже дышать. С поддержкой близких Игорь понемногу начал возвращаться к жизни. Долгое время он не мог ходить, чётко произносить слова и писать, но и с этим удалось справиться. Благодаря лечению, заботе родных и дорогостоящей реабилитации, которую оплатил фонд «Помощь», мужчина встал на ноги и даже вернулся к любимой работе журналистом. Игорь продолжает освещать спортивные события. Пока он трудится удалённо, поскольку всё ещё сохраняются проблемы со здоровьем. Однако мужчина настроен на хорошее, он радуется тому, что есть, с удовольствием проводит время с семьёй.
На протяжении 8 лет фонд «Помощь» поддерживает тех, кто попал в беду: оплачивает лечение и реабилитации, покупку дорогостоящих препаратов, инвалидных колясок и протезов. Больше узнать о работе проекта и его подопечных, которым прямо сейчас важна поддержка, можно на сайте фонда «Помощь».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Россия в 19-м веке». Дмитрий Казанцев

У нас в студии был кандидат юридических наук Дмитрий Казанцев.
Разговор шел о России 19-го века, о правлении Императора Николая Первого и о формировавшейся тогда обновленной системе законов и права.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Фильм «Июньская полынь» — выход в прокат». Юлия Бочарова

Гостьей нового выпуска программы «Светлый вечер» стала Юлия Бочарова — режиссёр, продюсер, актриса и многодетная мама. Она представила свой новый фильм «Июньская полынь», посвящённый судьбе мальчика Вити Гладышева, чьё детство прошло в условиях войны.
Юлия рассказала, что идея создания фильма родилась после встречи с Виктором Гладышевым на одной из телепередач. История мальчика, попавшего в плен к немцам, так её тронула, что она пообещала снять об этом фильм. Работа над проектом длилась несколько лет и потребовала большого усилия всей команды.
В картине используется необычный подход: художественная драма переплетается с документальными фрагментами, что помогает глубже прочувствовать трагедию войны. Все тексты, звучащие от имени героя, подлинны, без художественных домыслов. По словам Юлии, было важно передать живое свидетельство того времени: «Это не просто фильм о войне — это история о любви к родине, о детстве, которое нельзя забыть».
Особое внимание уделено воспитанию молодёжи через такие фильмы. Юлия подчёркивает, что современных воспитательно-образовательных кинолент мало, а такие проекты помогают задуматься о ценностях и памяти. На вопрос о выборе актёров Юлия отметила, что долго искала подходящего мальчика на главную роль, пока не встретила Колю — ребёнка с пронзительным и чистым взглядом.
Фильм «Июньская полынь» уже завоевал признание на нескольких фестивалях, в том числе получил приз за адаптацию биографии героя Великой Отечественной войны для детей. Юлия надеется, что эта картина напомнит зрителям о важности помнить своё прошлое и ценить каждый момент жизни.
Эфир получился искренним и трогательным — рассказ о судьбе Виктора Гладышева и работе над фильмом никого не оставит равнодушным.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер