Послание к Евреям святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Евреям святого апостола Павла

* Поделиться
Апостол Павел

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)

Евр., 308 зач., III, 5-11, 17-19.

Глава 3.

5 И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить; 

6 а Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца.

7 Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, 

8 не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, 

9 где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет.

10 Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; 

11 посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой.

17 На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне?

18 Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных?

19 Итак видим, что они не могли войти за неверие.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Современные исследователи Нового Завета утверждают, что Послание к Евреям не принадлежит апостолу Павлу. В пользу такой точки зрения существует множество аргументов. Да и некоторые из древних отцов также не признавали апостола Павла в качестве автора этого послания. Но, конечно, вопрос об авторстве вторичен, важно же то, что Послание к Евреям признавалось всеми как авторитетный текст. Если в отношении авторства могут быть споры, то в отношении содержания этого послания ни у кого не возникало вопросов: оно принималось и принимается всеми и повсюду без каких-либо оговорок.

Более того, в Послании к Евреям есть те мысли, которые можно найти и в других посланиях апостола Павла, в тех из них, принадлежность которых апостолу Павлу никем и никогда не подвергалось сомнению. В сегодняшнем фрагменте тоже есть такие мысли. К примеру, утверждение автора послания о том, что христиане, при соблюдении некоторых условий, являются домом Божиим: «Дом же Его — мы, если только дерзновение и упование [...] твердо сохраним до конца». Схожую мысль можно встретить и в Первом послании к Коринфянам: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6:19). Смысл этих утверждений понятен вне зависимости от контекста каждого из них: жилище Бога, место Его обитания — это не что-то внешнее по отношению к человеку, это сам человек. Отсюда можно вывести вполне очевидное следствие: человек является высшей ценностью, ведь он способен быть местом обитания Святого Духа, и, если следовать Посланию к Евреям, Самого Бога. Преподобный Макарий Египетский выразил эту мысль такими словами: «Как небо и землю сотворил Бог для обитания человеку, так тело и душу человека создал Он в жилище Себе, чтобы вселяться и упокаиваться в теле его, как в доме Своем, имея прекрасною невестою возлюбленную душу, сотворенную по образу Его». Условие пребывания Бога с человеком выражено очень просто: «если только дерзновение и упование [...] твердо сохраним до конца».

Конечно, звучит это все сколь возвышенно, столь же и туманно с точки зрения практических выводов. Здесь нам на помощь приходит святитель Иоанн Златоуст. Он не вдавался в высокое богословие, он сосредоточился на практике и сказал такие слова: «Если же мы спасаемся в надежде и ожидаем в терпении, то мы не должны скорбеть о благах настоящих и беспокоиться о тех, которые обещаны в будущем». Это, пожалуй, самое сложное в христианстве: верить, надеяться, терпеть и ожидать несмотря ни на что. У святителя Иоанна есть в этой связи и еще одна крайне неудобная и непопулярная мысль: «не будем смущаться; пусть никто не сетует, видя порочных людей благоденствующими. Здесь нет воздаяния ни пороку, ни добродетели; а если иногда и бывает (воздаяние) пороку и добродетели, то не по достоинству их, но слегка, как бы в предвкушении суда, чтобы неверующие воскресению образумились здесь хотя бы таким образом. Потому, когда мы увидим порочного богатым, не будем падать духом; когда увидим добродетельного страждущим, не будем смущаться, — потому что там венцы, там и наказания».

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****
Другие программы
Семейные советы
Семейные советы
Чем живет современная семья? Как научиться слушать и слышать друг друга? Какие семейные традиции укрепляют семью? Об этом и многом другом расскажут авторы программы — опытные родители, священники и психологи.
Моя Самара
Моя Самара

Фото: Alexxx Malev / www.flickr.com

Фрески
Фрески
Фрески – это очень короткие прозаические произведения, написанные интересно, порою забавно, простым и лёгким слогом, с юмором. Фрески раскрывают яркие моменты жизни, глубокие чувства, переживания человека, его действия, его восприятие окружающего мира. Порою даже через, казалось бы, чисто бытовые зарисовки просвечивает бытие, вечность.
Моя Вятка
Моя Вятка
Вятка – древняя земля. И сегодня, попадая на улицы города Кирова, неизбежно понимаешь, как мало мы знаем об этом крае! «Моя Вятка» - это рассказ о Вятской земле, виртуальное путешествие по городам и селам Кировской области.

Также рекомендуем