
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Евр., 303 зач., I, 1-12.
Глава 1.
1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,
2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.
3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте,
4 будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.
5 Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?
6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии.
7 Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.
8 А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты.
9 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.
10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих;
11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,
12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Отрывок, который мы только что услышали, — вступление к посланию, адресованному иудеям, принявшим христианство. Повод был для этого следующий. Дело в том, что сородичи крестившихся евреев, упрекали их в том, что те предали религию отцов и Самого Бога. Ведь они перестали соблюдать ритуальный закон, который был дарован пророку Моисею самими ангелами. Апостол Павел ставит перед собой задачу показать евреям, что Христос — Мессия и единородный Сын Божий. Бог поставил Его выше ангелов, а, следовательно, и выше Моисея. А потому ветхозаветный закон — всего лишь этап, на протяжении которого Господь готовил людей к наступлению новой эпохи, когда Он Сам лично придёт к ним. Поскольку для евреев Ветхий Завет являлся безусловным авторитетом, доказывает это апостол Павел, используя цитаты из Священного Писания и в первую очередь ссылается на Псалтирь, в которой содержится множество пророчеств о Мессии.
Самое яркое — это пророчество из второго псалма: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя». Этот псалом считался мессианским, то есть, содержащим в себе пророчества о Мессии. При его помощи апостол показывает, что Христос не просто пророк или служебный дух, но Тот, кто находится с Богом в особых родственных отношениях. По мнению толкователей, на это указывает особое словоупотребление. В этом отношении привлекает внимание слово «ныне». В еврейском оригинале стоит слово «йом», которое обозначает любой промежуток времени, а также и в некоторых случаях и безвременье. Поэтому это выражение можно понимать двояко: с одной стороны — это указание на акт, который совершается в конкретный момент истории. То есть, речь идёт о воплощении Спасителя на земле. Однако, с другой стороны, здесь явная отсылка к вечности, которая также обозначается при помощи этого слова. То есть, перед нами указание на таинственное рождение, которое совершается не в конкретный момент, но является вечным отношением между Богом-Отцом и Богом-Сыном. Отец вечно рождает Сына, а Сын от вечности являет Отца. Эту идею предвечного таинственного рождения усиливает и перекличка с другим местом из Псалтири, которое также связывают с Мессией. В 109-м псалме читаем: «Из чрева прежде денницы Я родил Тебя». Денница — это утренняя звезда или предрассветная заря. То есть, обращаясь к Сыну, Отец говорит: «Я родил Тебя прежде солнца, прежде создания Вселенной, когда не было ещё никакого времени и пространства», то есть, в вечности.
Аудитория апостола Павла, которая прекрасно знала Писание и для которой еврейский язык был родной, прекрасно считывала эти смысловые нюансы. Задача апостола заключалась лишь в том, чтобы сделать на них акцент. Всё это должно было утвердить христиан из иудеев в мысли о том, что ритуальный закон Моисея остался в прошлом. Наступило новое время. Ведь пришёл Тот, Кто больше Моисея и ангелов, поскольку является, как говорит апостол, сиянием и образом Божественной ипостаси, то есть совершенным подобием Бога, Который некогда сотворил наш мир, а теперь пришёл на землю, стал человеком для того, чтобы вернуть людей к их небесному Отцу.
«Выбор места работы». Алексей Коровин

Гостем нового выпуска цикла «Вера и дело» стал Алексей Коровин — финансист, экс-руководитель четырёх банков, инвестор и ментор. В разговоре он поделился своими взглядами на выбор профессии, влияние работы на человека и поиск духовного смысла в профессиональной деятельности.
Главная тема беседы — как христианину определить своё призвание и согласовать выбор профессии со своими убеждениями. Алексей вспоминает, как в начале карьеры советовался со священником о том, можно ли работать в банке. Со временем он понял, что важно осознавать, на чём строится деятельность компании: если её успех связан с чужими потерями, стоит задуматься, нужен ли тебе такой путь. Он отмечает, что работа формирует личность, поэтому важно выбирать сферу, которая не будет противоречить внутренним принципам.
Особое внимание уделили роли наставника. Алексей советует молодым специалистам не только искать подходящую компанию, но и обращать внимание на руководителя, рядом с которым будет возможность расти. Ключевой показатель здоровой корпоративной культуры — соответствие слов и поступков: если в компании заявляют одни ценности, а на деле следуют другим, это может повлиять на взгляд человека на профессию и саму жизнь.
Отдельной темой стало выгорание и потеря мотивации. Алексей сравнивает это состояние с тупиком, из которого не выбраться без движения. По его словам, кризисы случаются не из-за возраста или усталости, а из-за ощущения, что усилия больше не приносят результата. Решение — пробовать новое, пересматривать подходы и не бояться менять траекторию.
Не обошли стороной и вопрос баланса между карьерой, семьёй и духовной жизнью. Алексей предлагает не воспринимать это как жёсткую дилемму, а смотреть шире: у каждого человека есть несколько сфер жизни, которые требуют внимания. Важно следить, чтобы они не пустели, даже если в определённые периоды одна становится главной.
Эта беседа напомнила, что работа — это не только источник дохода, но и пространство, где человек может реализовывать свои ценности и приносить пользу.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело
Памяти Ефрема Никифоровича Сивохина. Казанский женский монастырь. Вышний Волочек
В городе Вышний Волочек есть замечательное место — Казанский женский монастырь. Он был основан на месте явления чудотворного образа Казанской иконы Божией Матери. Перед революцией обитель насчитывала более 700 насельниц, здесь был приют на 250 девочек, богадельня, школа. Сестры трудились на многих послушаниях, в мастерских. В центре обители был построен огромный Казанский Собор необычайной красоты и величия. А рядом, храм в честь Андрониковской иконы Пресвятой Богородицы, единственный в мире. Все это стало возможным, благодаря щедрым, любящим Бога, людям, упокоившимся в этом монастыре. Ефрем Никифорович Сивохин, купец 1-й гильдии, статский советник, потомственный почетный гражданин и кавалер Санкт-Петербурга, член-учредитель Императорского Православного Палестинского общества — он был строителем Казанского Собора, устроителем многих корпусов в обители, подарил монастырю чудотворную Андроникову икону и, по его словам: «все был готов отдать Царице Небесной!».
Потомки Ефрема Никифоровича и его супруги, Неониллы Афанасьевны, священнослужители из всех тех мест, которым благотворил Сивохин, прихожане храмов, созданных его участием, приехали в Вышний Волочек на конференцию, посвященную 200-летию со Дня его Рождения. Об этом великом благотворителе наша программа.












Все выпуски программы Места и люди
Псалом 38. Богослужебные чтения

Может ли верующий человек стремиться в своей жизни к успеху? Например, целенаправленно добиваться профессионального роста? Двигаться по карьерной лестнице? Не противно ли это воле Бога? Свой ответ на эти вопросы предлагает 38-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 38.
1 Начальнику хора, Идифуму. Псалом Давида.
2 Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.
3 Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась.
4 Воспламенилось сердце моё во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим:
5 скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.
6 Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета — всякий человек живущий.
7 Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.
8 И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя — на Тебя.
9 От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному.
10 Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это.
11 Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей.
12 Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!
13 Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои.
14 Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня.
Царь Давид был одним из могущественнейших владык древнего Ближнего Востока. Он создал сильную армию, усмирил и покорил окружающие Израиль враждебные племена, расширил границы страны, обогатил казну, сплотил еврейский народ, укрепил веру в Единого Бога. Он пользовался любовью и уважением своих близких и простых людей. А ведь когда-то он был обыкновенным пастухом. Согласитесь, просто головокружительная карьера. Многие, кто стремится к успеху, могут только мечтать о такой.
Тот псалом, который мы сегодня услышали, указывает нам на то, какова была цена этого величия. Мы узнаём, что Давид был в состоянии постоянной сосредоточенности на Боге и на Его заповедях. «Буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим». Он тщательно наблюдал за собой во всех ситуациях жизни. Даже в тех случаях, когда, казалось бы, поддаться негативным чувствам вполне естественно. Например, во время суда над нечестивыми. Однако Давид говорит: «буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною». То есть даже в том случае, если говорю с явным беззаконником, который не имеет права на достойное общение, буду вести себя по-человечески. О том, как внимателен был царь к своей внутренней жизни, свидетельствуют слова: «Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром».
Мы знаем, что люди, которые контролируют свои эмоции, мысли, слова и поступки, действительно могут добиться в этой жизни многого. Но многие это делают именно ради карьерного успеха. Давид же совершает внутреннюю работу не ради удовлетворения собственных амбиций. Из псалма мы узнаём, что им движет чувство, что всё в этой жизни тщета, то есть суета. Поэтому он пишет: «совершенная суета — всякий человек живущий. Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то». Это не означает, что Давид унылый скептик и пессимист, которому всё наскучило. Просто он очень остро ощущает, что может дать осознанная связь с Богом. На фоне этого благодатного опыта общения с Творцом все земные удовольствия и радости для него — словно пожухлая трава.
А потому и все мысли Давида лишь о том, как ещё раз пережить эту радость богообщения. Как сделать её постоянным достоянием своего сердца. Отсюда такое усердие искать волю Бога, тщательно исполнять Его заповеди и беречь себя от греха. Со всей силой это подчёркивает последний стих псалма. Давид говорит Богу: «Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня». Славянский текст передаёт эту мысль точнее: «Ослаби ми, да почию, прежде даже не отъиду». «Отступи», то есть «ослабь». Давид ощущает огромное напряжение от внутреннего подвига. Он просит Бога, чтобы Он облегчил эту ношу и дал, наконец, то, зачем Давид так усердно трудится. Дал бы ему благодать, чтобы он ушёл из этой жизни в мире и душевном покое.
Вот она формула успеха. Мы не знаем, хотел Давид сделать карьеру при дворе или нет. Целенаправленно он шёл к престолу или так сложились обстоятельства. Одно мы знаем точно — сильнее всего у него было желание служить Творцу. И Господь дал ему такую возможность. За внимательное исполнение заповедей Он в полноте раскрыл таланты Давида. Он поставил его на то место, где он смог быть максимально полезен и Богу, и людям. Именно благодаря Давиду в этот мир пришёл Христос. Однако самое важное — Бог исполнил главное желание царя. Он дал его сердцу мир и покой, и сделал его участником Своего Небесного Царства.
Псалом 38. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 38. (Церковно-славянский перевод)