Послание к Евреям святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Евреям святого апостола Павла

* Поделиться

Апостол Павел

Евр., 335 зач., XIII, 17-21.

Глава 13.

17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.

18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.

19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.

20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа,

21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Отрывок, который мы только что услышали, начинается с призыва апостола Павла повиноваться наставникам. О каких наставниках идет речь? В греческом оригинале стоит слово «игуменос», что переводится как руководитель, тот, кто предводительствует, ведет людей за собой, управляющий. То есть, речь идет не обязательно о духовных лидерах христианской общины. Наставник — это всякий начальник. Но тогда неизбежно возникает вопрос: ведь начальники бывают разные. Хорошо, если тобой управляет человечный, внимательный и все понимающий руководитель. Но если у него есть какой-то нравственный дефект? Он зол, вспыльчив, он социопат и мизантроп. Что делать в таком случае? Ему тоже надо покоряться?

Блаженный Феофилакт Болгарский, обобщает святоотеческие толкования на этот стих и предлагает некую максиму. Необходимо, по его словам, различать, какое именно зло нас не устраивает в начальнике. Если речь идет о том, что начальник яростный противник веры, смеется над ней или же проповедует то или иное еретическое заблуждение, то необходимо, по словам Феофилакта, «бежать от него, хотя бы он был ангелом с небес», то есть обладал бы кротким и смиренным нравом. И, напротив, если он злой по своему характеру, вздорный по темпераменту, но старается вести христианскую жизнь, то ему необходимо повиноваться.

Это очень характерная для христианской традиции мысль: можно претерпеть многое, касающееся тебя лично. Именно этому учил Господь. Но нельзя терпеть поношение Истины. Блж. Феофилакт так поясняет это: «дурно поступающий, быть может, другим не посоветует жить дурно, ибо и сам он стыдится дурных дел, ясно это и из того, что он всячески старается скрывать свои дела; злой же по вере внушит свой образ мыслей и народу». Человек, который в отношении других ведет себя непристойно, вполне может делать это по немощи своей природы, не желая совершать эти поступки. Тот, кто выступает против Истины, делает это очень часто специально, сознательно. Поэтому и христианские подвижники, когда их обвиняли в тех или иных грехах, по своему смирению соглашались, хотя реально эти поступки не совершали. Они признавали, что потенциально могли бы их совершить, поставь их жизнь в определенные условия. Да и многое человек совершает на уровни помыслов. Единственный грех, который они категорически отрицали, — это грех ереси, вероучительного заблуждения. Потому, как они говорили, все грехи от немощи, а ересь от упорства воли.

Повторимся, сказанное выше — всего лишь максима. Очевидно, что каждый случай уникален и в конечном счете человек должен сам принимать решение, как ему выстраивать отношения с тем, кто находится выше его по должности. Единственное общее правило, которое дает апостол Павел сегодня — призыв молится за своих начальников. Какими бы сварливыми они нам не казались. Именно это вменяется каждому из нас в обязанность, а мера ее исполнение и свидетельствует о том, насколько живо и действенно наше христианство.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем