
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Евр., 327 зач., XI, 8, 11-16.
Глава 11.
8 Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.
11 Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший.
12 И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.
13 Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле;
14 ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.
15 И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться;
16 но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В сегодняшнем чтении апостол Павел рассуждает о вере в Бога. В качестве образца верующих людей он приводит патриарха Авраама и его жену Сарру. Чем же отличились эти двое?
Авраам был сыном зажиточного человека по имени Фарра, и жил вместе с отцом в одном из культурных центров древней Месопотамии, в городе Уре Халдейском. По каким-то причинам, о которых нам в точности неизвестно, они переселяются в город под названием Харран. Территориально он находился на юге современной Турции. Там Авраам живет в достатке и почете. Согласно древним преданиям, которые не вошли в библейский текст, он был очень зажиточным человеком. Какое-то время возглавлял дружину города Дамаск. Имел много слуг, рабов, скот, имущество. И вот на склоне лет, когда Аврааму исполнилось 75, к нему обращается Господь. Он призывает старца оставить все и идти в Палестину. И праведник слушается.
Нам сейчас очень сложно до конца оценить этот шаг. Сказать, что это выглядело со стороны как авантюра — значит ничего не сказать. И первая причина заключалась в том, что тот мир, в котором жил Авраам — это мир языческий. Даже если в семье патриарха хранилась память о Едином Боге, причудливым образом вера в него сочеталась с верой в других богов. Так, из самого Писания известно, что его отец, Фарра, как и многие жители Ура поклонялся богу луны по имени Нанна. Для человека той культуры политеизм — нечто привычное и обыденное. Но как тогда понять, какой именно бог обратился к тебе из множества других? Злой он или добрый? Может быть это демон захотел подшутить над старцем? Пойди туда, не знаю куда.
Вторая причина заключалась в том, что в древнем мире очень подозрительно относились к пришельцам. И сейчас мы не всегда их жалуем. Тем не менее, существуют определенные законы и нормы, которые их защищают. В те времена юридический статус путешественника, по сути, был равен статусу бесправного раба. Да и по дороге могло случиться все, что угодно. Кроме всего этого, необходимо учесть, что Авраам не просто переселяется с место на место. Он радикально меняет образ жизни. Из городского жителя на склоне лет становится номадом, то есть, кочевником. Несмотря на все это, он все же доверяет голосу и идет за ним. Он чувствует, что с ним говорит Тот, кого он всю жизнь искал и о Ком он, возможно, слышал древние предания.
Не стоит думать, что подвиг веры Авраама заключался только в этом поступке. После прихода в Палестину его испытания не заканчиваются. В той земле, которую ему обещал Бог, он становится странником. Скитается по ней в поисках пастбищ. Он даже вынужден покупать пещеру у местных племен для того, чтобы у его семьи было свое фамильное место захоронения. Но самое большое испытание заключалось в том, что у него нет наследника, а Сарра, любимая жена, в преклонных летах, да к тому же еще и бесплодна. И должно было пройти долгих 25 лет странствований и ожиданий, чтобы увидеть, как начинаются исполняться данные Богом обещания. От бесплодной и, как говорит сегодня апостол, омертвелого, рождается здоровый ребенок. Но даже на смертном одре Авраам и Сарра не видят исполнения всех обещаний до конца. Они умирают в надежде и с уверенностью, что все это сбудется. Все это и есть подвиг веры. Не терять надежду до конца, даже тогда, когда все обстоятельства подталкивают к обратному.
Ни Авраам, ни Сарра не ошиблись, доверившись Богу. Господь, как и обещал, произвел от них потомство бесчисленное как звезды на небе и как песок на морском берегу. Не ошибемся и мы, если так же доверимся Ему и сохраним веру в Его благой и удивительный Промысел о каждом из нас.
14 декабря. О жизни по заповедям Божьим

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Об исполнении заповедей Божьих — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый христианин должен исповедовать Христа, исполняя Его заповеди. Таким образом, мы проявляем любовь к Богу и любовь к ближнему. Бог направляет нас в правильное русло нашей любви.
К сожалению, поэтому происходит постоянная борьба — или с нашим человекоугодием, или с нашим самолюбием. Отсюда и бывает очень трудно иногда исполнить заповедь Божию. Но если мы откажемся от своего самолюбия, если мы не будем человекоугодничать (соответственно, опять же, тоже иногда это мы делаем ради своего же самолюбия, лицемерия или лукавства), если мы откажемся от этого гнилого состояния и пойдем по заповеди Божьей, то тогда мы сможем исполнить завет Божий о любви и к Богу, и к ближнему.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, что нам недостает

В 18-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, сказанные богатому юноше: «Одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною».
О стремлении к совершенству — игумен Назарий Рыпин.
Господь говорит юноше (через него всем нам, безусловно), о том, что недостаточно внешнего исполнения заповедей Христовых, но нужно стремиться к внутреннему совершенству. Не случайно в другом месте другого евангелиста, там приводятся ещё другие слова: «Если хочешь быть совершенным, — говорит Христос, — то продай, что имеешь, раздай нищим, и будешь иметь сокровища на небесах». То есть речь о совершенстве.
Безусловно, это путь не многих, не всякий способен к такой высоте, но мы должны знать о том, что такая высота есть, стремиться к ней и, по крайней мере, не имея возможности её достигать, смиряться в том, что для нас это недостижимо. Зачастую для мирянина, особенно, достаточно, по мысли Игнатия Брянчанинова святителя и святителя Феофана Затворника, ограничиться исполнением заповедей Божиих и самоукорением. Уже лишь монахи имеют возможность к более внимательной жизни, к чистоте сердца через хранение ума и сердца от греховных помыслов.
Но, так или иначе, Христос обращается ко всем нам, чтобы мы, когда можем, не оправдывались тем, что «я — человек мирской, и мне простительно то и это», потому что Он сказал: «Будьте совершенны, якоже Аз совершен есьм». Поэтому это — заповедь, обращённая ко всем, и по возможности нам, конечно же, нужно стараться к этому стремиться и это исполнять в меру своих человеческих сил и с помощью Божией.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, как укрепляться Господом
В 6-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его».
О взаимодействии человека с Богом — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
В общении с Богом есть две стороны — божественная и человеческая. Поэтому в любых ситуациях, где описывается взаимодействие Бога и человека, надо смотреть, что в этом общении даёт Господь и что нужно от человека.
Слова апостола Павла — «Укрепляйтесь Господом» — как раз и говорят о взаимодействии с Богом. Чем Творец может помочь человеку? Об этом хорошо сказано в «Псалтири»: «Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы; перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен». То есть Господь посылает благочестивому человеку Свою благодать, которая сохраняет его от зла и направляет к вечной жизни.
А какие условия должен создать для этого человек? Он, по слову апостола Павла, должен укрепляться Господом. Как это сделать, поясняет сам Святой Павел, перечисляя необходимые для нас инструменты спасения. Он называет истину, праведность, благовестие, веру, слово Божие и молитву. Главное, чтобы человек пребывал в истине. В этом ему поможет слово Божие. Когда человек станет праведным, то Божие слово донесёт другим, а связь с Всевышним будет держать через молитву. Именно так христианин сможет избежать сетей лукавого и унаследовать Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема











