Евр., 327 зач., XI, 8, 11-16.
Глава 11.
8 Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.
11 Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший.
12 И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.
13 Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле;
14 ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.
15 И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться;
16 но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В сегодняшнем чтении апостол Павел рассуждает о вере в Бога. В качестве образца верующих людей он приводит патриарха Авраама и его жену Сарру. Чем же отличились эти двое?
Авраам был сыном зажиточного человека по имени Фарра, и жил вместе с отцом в одном из культурных центров древней Месопотамии, в городе Уре Халдейском. По каким-то причинам, о которых нам в точности неизвестно, они переселяются в город под названием Харран. Территориально он находился на юге современной Турции. Там Авраам живет в достатке и почете. Согласно древним преданиям, которые не вошли в библейский текст, он был очень зажиточным человеком. Какое-то время возглавлял дружину города Дамаск. Имел много слуг, рабов, скот, имущество. И вот на склоне лет, когда Аврааму исполнилось 75, к нему обращается Господь. Он призывает старца оставить все и идти в Палестину. И праведник слушается.
Нам сейчас очень сложно до конца оценить этот шаг. Сказать, что это выглядело со стороны как авантюра — значит ничего не сказать. И первая причина заключалась в том, что тот мир, в котором жил Авраам — это мир языческий. Даже если в семье патриарха хранилась память о Едином Боге, причудливым образом вера в него сочеталась с верой в других богов. Так, из самого Писания известно, что его отец, Фарра, как и многие жители Ура поклонялся богу луны по имени Нанна. Для человека той культуры политеизм — нечто привычное и обыденное. Но как тогда понять, какой именно бог обратился к тебе из множества других? Злой он или добрый? Может быть это демон захотел подшутить над старцем? Пойди туда, не знаю куда.
Вторая причина заключалась в том, что в древнем мире очень подозрительно относились к пришельцам. И сейчас мы не всегда их жалуем. Тем не менее, существуют определенные законы и нормы, которые их защищают. В те времена юридический статус путешественника, по сути, был равен статусу бесправного раба. Да и по дороге могло случиться все, что угодно. Кроме всего этого, необходимо учесть, что Авраам не просто переселяется с место на место. Он радикально меняет образ жизни. Из городского жителя на склоне лет становится номадом, то есть, кочевником. Несмотря на все это, он все же доверяет голосу и идет за ним. Он чувствует, что с ним говорит Тот, кого он всю жизнь искал и о Ком он, возможно, слышал древние предания.
Не стоит думать, что подвиг веры Авраама заключался только в этом поступке. После прихода в Палестину его испытания не заканчиваются. В той земле, которую ему обещал Бог, он становится странником. Скитается по ней в поисках пастбищ. Он даже вынужден покупать пещеру у местных племен для того, чтобы у его семьи было свое фамильное место захоронения. Но самое большое испытание заключалось в том, что у него нет наследника, а Сарра, любимая жена, в преклонных летах, да к тому же еще и бесплодна. И должно было пройти долгих 25 лет странствований и ожиданий, чтобы увидеть, как начинаются исполняться данные Богом обещания. От бесплодной и, как говорит сегодня апостол, омертвелого, рождается здоровый ребенок. Но даже на смертном одре Авраам и Сарра не видят исполнения всех обещаний до конца. Они умирают в надежде и с уверенностью, что все это сбудется. Все это и есть подвиг веры. Не терять надежду до конца, даже тогда, когда все обстоятельства подталкивают к обратному.
Ни Авраам, ни Сарра не ошиблись, доверившись Богу. Господь, как и обещал, произвел от них потомство бесчисленное как звезды на небе и как песок на морском берегу. Не ошибемся и мы, если так же доверимся Ему и сохраним веру в Его благой и удивительный Промысел о каждом из нас.
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.
28 марта. О борьбе с ленью
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придёт, как прохожий, бедность твоя».
О борьбе с ленью, — священник Николай Конюхов.