
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Евр., 306 зач., II, 11-18.
Глава 2.
11 Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря:
12 возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.
13 И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.
14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола,
15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.
16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.
17 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.
18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Когда родитель задумывается, в какую спортивную секцию отдать своего ребёнка, он обязательно захочет познакомиться с тренером. Потому что ведь тренеры бывают очень разные. Одни — добрые и уступчивые, другие — суровые и непреклонные, третьи — непредсказуемые — и это далеко не полный список вариантов. Но мудрый родитель, прежде чем идти знакомиться с тренером, поищет информацию о его былых победах и поражениях — ведь тот, кто сам проходил сложный путь профессионального роста, как никто другой сможет помочь и совсем юному спортсмену!
Сегодня апостол Павел говорит нам о том, что у христиан тоже есть свой высококвалифицированный тренер на пути к Богу — это Христос Иисус. Утверждая, что мы — в Его команде, никакие обычные отговорки уже не работают. Мы не можем сказать — а мы не понимаем, куда нам идти! — когда чёткий маршрут нашего развития уже Им проложен. Мы не можем сказать, что сил у нас не осталось — когда наш Тренер показывает, как следует дышать, чтобы двигаться в правильном ритме. Мы не можем сказать, что планка поднята слишком высоко для нас — если нашему Тренеру она оказалась вполне по силам. Ведь все те самые непреодолимые препятствия, о которые спотыкались и разбивались предшественники — нашим Тренером были убраны. Теперь путь свободен — и дорожку осилит бегущий!
Если продолжить аналогию со спортом, то вот о чём ещё хотелось бы сказать. Первое — спортсмен, которые не тренируется регулярно — уже проиграл. Так и христианин, у которого нет своего «внутреннего регламента» — касательно регулярности молитвы, посещения храма, участия в Таинствах — подвергает себя огромному риску придти к финишу последним.
Второе — если спортсмен начинает стыдиться и смущаться своей спортивной субкультурой — он тоже далеко не продвинется. А ведь в эту субкультуру входит многое: и манера одеваться, и режим питания и сна, и даже регламентация разных сторон личной жизни человека. Тот, кто ощущает дискомфорт в этом — кому неприятно быть, «не как все» — тоже уже проиграл. Потому что настоящий спортсмен не только не стыдится — напротив, несёт свою «спортивность» как высокое знамя грядущей победы! Также и в духовной жизни есть своя «субкультура», которой можно или стыдиться, или, напротив, любить и дорожить.
Третье — если в какой-то момент спортсмен зазнаётся, его карьера обречена. Высокомерие и самонадеянность — никогда не способствовали росту. Но и в духовной жизни если появляется своего рода «духовная самодостаточность» — добра от такого человека ждать не приходится. Скажу больше: в конечном итоге наша главная победа, которую мы только и можем достичь как христиане — вовсе не в бесстрастии, или в безоговорочном исполнении всех заповедей и церковных установлений, и даже не в способности любить своих обидчиков. Всё это очень важно — но не это главное. Когда у человека внутри открывается всепоглощающая жажда Бога, когда он из самых глубин своей души становится распахнутым навстречу Спасителю — понимая, что без Него — жизни не будет, что всё лучшее может быть достигнуто только вместе с Ним, что Он и есть — и метод, и смысл, и сама Жизнь — вот только тогда Божественный Свет может войти в человеческую душу беспрепятственно и сделать её живым светильником!
Помоги же нам, Господи, в эти светлые праздничные дни как следует напитаться радостным светом Твоего Рождества и Богоявления!
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер