
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Евр., 306 зач., II, 11-18.
Глава 2.
11 Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря:
12 возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.
13 И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.
14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола,
15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.
16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.
17 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.
18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Когда родитель задумывается, в какую спортивную секцию отдать своего ребёнка, он обязательно захочет познакомиться с тренером. Потому что ведь тренеры бывают очень разные. Одни — добрые и уступчивые, другие — суровые и непреклонные, третьи — непредсказуемые — и это далеко не полный список вариантов. Но мудрый родитель, прежде чем идти знакомиться с тренером, поищет информацию о его былых победах и поражениях — ведь тот, кто сам проходил сложный путь профессионального роста, как никто другой сможет помочь и совсем юному спортсмену!
Сегодня апостол Павел говорит нам о том, что у христиан тоже есть свой высококвалифицированный тренер на пути к Богу — это Христос Иисус. Утверждая, что мы — в Его команде, никакие обычные отговорки уже не работают. Мы не можем сказать — а мы не понимаем, куда нам идти! — когда чёткий маршрут нашего развития уже Им проложен. Мы не можем сказать, что сил у нас не осталось — когда наш Тренер показывает, как следует дышать, чтобы двигаться в правильном ритме. Мы не можем сказать, что планка поднята слишком высоко для нас — если нашему Тренеру она оказалась вполне по силам. Ведь все те самые непреодолимые препятствия, о которые спотыкались и разбивались предшественники — нашим Тренером были убраны. Теперь путь свободен — и дорожку осилит бегущий!
Если продолжить аналогию со спортом, то вот о чём ещё хотелось бы сказать. Первое — спортсмен, которые не тренируется регулярно — уже проиграл. Так и христианин, у которого нет своего «внутреннего регламента» — касательно регулярности молитвы, посещения храма, участия в Таинствах — подвергает себя огромному риску придти к финишу последним.
Второе — если спортсмен начинает стыдиться и смущаться своей спортивной субкультурой — он тоже далеко не продвинется. А ведь в эту субкультуру входит многое: и манера одеваться, и режим питания и сна, и даже регламентация разных сторон личной жизни человека. Тот, кто ощущает дискомфорт в этом — кому неприятно быть, «не как все» — тоже уже проиграл. Потому что настоящий спортсмен не только не стыдится — напротив, несёт свою «спортивность» как высокое знамя грядущей победы! Также и в духовной жизни есть своя «субкультура», которой можно или стыдиться, или, напротив, любить и дорожить.
Третье — если в какой-то момент спортсмен зазнаётся, его карьера обречена. Высокомерие и самонадеянность — никогда не способствовали росту. Но и в духовной жизни если появляется своего рода «духовная самодостаточность» — добра от такого человека ждать не приходится. Скажу больше: в конечном итоге наша главная победа, которую мы только и можем достичь как христиане — вовсе не в бесстрастии, или в безоговорочном исполнении всех заповедей и церковных установлений, и даже не в способности любить своих обидчиков. Всё это очень важно — но не это главное. Когда у человека внутри открывается всепоглощающая жажда Бога, когда он из самых глубин своей души становится распахнутым навстречу Спасителю — понимая, что без Него — жизни не будет, что всё лучшее может быть достигнуто только вместе с Ним, что Он и есть — и метод, и смысл, и сама Жизнь — вот только тогда Божественный Свет может войти в человеческую душу беспрепятственно и сделать её живым светильником!
Помоги же нам, Господи, в эти светлые праздничные дни как следует напитаться радостным светом Твоего Рождества и Богоявления!
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер