
Апостол Павел
Евр., 303 зач., I, 1-12.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Когда я впервые открыл послание апостола Павла к Евреям, поначалу я вообще ничего не понял — особенно в первых строках. Это начало разительно отличается от всех прочих посланий апостола Павла — и чтобы понять, почему, надо внимательно в него вслушаться.
Сегодня в храмах во время богослужения читается именно 1-я глава этого послания — давайте послушаем.
Глава 1.
1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,
2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.
3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте,
4 будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.
5 Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?
6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии.
7 Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.
8 А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты.
9 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.
10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих;
11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,
12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.
В первых стихах Послания к Евреям апостол показывает величие Иисуса Христа, Который есть Сын Божий и через Которого Бог окончательно и полноценно говорит людям. Апостол подчёркивает, что всё, что Бог хотел открыть о Себе, явлено наиболее полно и доступно в Личности Христа. И подводит к этой кажущейся простой истине апостол тщательно, через упоминание известных библейских цитат, через обращение к образам, понятных каждому иудею.
Вот, собственно говоря, и ответ — почему эти стихи столь трудны для нашего понимания: важно не только изложить истину, но и обосновать её тем, что для слушателя имеет статус достоверного утверждения.
Главная мысль этого отрывка достаточно простая: Иисус Христос — полнота Божественного Откровения. Но что для нас, современных христиан, из этого следует?
Самое главное — то, что это Откровение Бога о Себе Самом дано нам не в виде какого-то канонического текста или математической формулы, или художественного образа, или какого-то сакрального священнодействия: нет, всё это было бы ущербным и недостаточным. Бог удостоил нас, людей, несоизмеримо большего: Он раскрыл Себя Самого через Живого Человека, Богочеловека, Своего Сына — Иисуса Христа. Именно Он — Глава Церкви, Начало и Конец человеческой истории, Камертон Истинной человечности, Критерий Последнего Суда.
«Сын Бога и есть божественное, идеальное, абсолютно совершенное начало человечности — богосыновства, любящего Отца и Отцом любимого» — так писал Николай Александрович Бердяев в своей книге «Философия свободы». Из этого нетрудно сделать очень важный вывод: нам не надо искать где-то на стороне, или в далёком будущем, или за пределами нашей галактики — тот самый ориентир, который позволит человеку оставаться человеком. И это — не праздный вопрос: сегодня, когда благодаря развитию высоких технологий очень многое меняется радикально и быстро, всё громче начинают звучать опасения — а не предадим ли мы сами себя, бездумно увлёкшись технологическим прогрессом? Не растеряем ли мы человечность как таковую — превратившись лишь в «питательные батарейки» для совершенно чуждого человечеству цифрового мира?
Ответ — в сегодняшнем чтении из послания апостола Павла к Евреям: если мы не будем забывать про Христа, если именно Его образ будем иметь постоянно перед своими глазами — никакие даже самые радикальные изменения жизни нам не будут страшны!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
27 июня. О детях Божьих

В 9-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя».
О детях Божьих — священник Алексий Дудин.
Живя в этом мире, мы часто видим примеры того, что успеха достигают те люди, которые имеют определённые ресурсы, которые имеют определённые связи.
Но когда мы имеем дело с Господом, то тут все люди становятся равны. Это непонятно для нас, но Господь предупреждает, что не по плотским заслугам, не по каким-то внешним дарованиям человек достигает духовного успеха.
А духовного успеха достигает только тот человек, который всем своим сердцем, всем своим естеством, всем своим произволением искренне, честно трудится Христу, отдавая Ему все силы, все своё произволение.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 июня. О чудесах Пророка Елисея

Сегодня 27 июня. День памяти Пророка Елисея, жившего в девятом веке до Рождества Христова.
О его чудесах — протоиерей Максим Горожанкин.
Пророк Елисей творит множество чудес: чудесный переход Иордана буквально после вознесения пророка Илии, исцеление больных. Елисей воскрешает сына гостеприимной жены сонамитянки. Елей умножается в доме бедной вдовы, хлеб появляется также. Обо всём этом мы читаем в IV книге Царств.
И даже по смерти пророка Елисея совершается на его могиле воскрешение человека. Похоронная процессия встречается с враждебным войском, и покойника бросают в пещеру, где погребен Елисей, и покойный воскресает.
О чем это нам говорит? О том, что пророк Елисей всю жизнь борется с язычеством, как и его учитель, и чудеса, которые он творит, говорят о том, что, как и Илья, сам Елисей проповедует Бога истинного.
А чудеса воскрешения умерших говорят нам о том, что все мы воскреснем, о чём мы всегда молимся и о чём поём в Символе веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 июня. О жизни и творчестве Ирины Одоевцевой

Сегодня 27 июня. В этот день в 1895 году родилась поэтесса Серебряного века Ирина Одоевцева.
О её жизни и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Знала она и голод, и нищету, ведь многие представители русской эмиграции бедствовали, оказавшись далеко от России. Время не пощадило имение её отца в Биаррице, где она жила с мужем. В Париже после Второй мировой войны её квартира была разграблена. Завершала свою жизнь она в старческом доме.
Однако приняла судьбоносное решение вернуться в 1987 году на родину, уже столь не похожую на императорскую Россию, некогда её породившую. Замечательно, что в те перестроечные годы Ирина Одоевцева стала знакомой миллионам людей, её показывали по телевидению. Переизданные ею мемуары разошлись тиражом более двухсот тысяч экземпляров.
Любители литературы не упустят возможностипознакомиться с её мемуарами. Ирина Одоевцева — прекрасный стилист, слово её ясно и прекрасно, а личные воспоминания о знаменитых деятелях русской культуры настолько выпуклые и образные, что доносят до нас аромат той исчезнувшей, но оставившей по себе память эпохи Серебряного века.
Все выпуски программы Актуальная тема