
Апостол Павел
Евр., 303 зач., I, 1-12.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Когда я впервые открыл послание апостола Павла к Евреям, поначалу я вообще ничего не понял — особенно в первых строках. Это начало разительно отличается от всех прочих посланий апостола Павла — и чтобы понять, почему, надо внимательно в него вслушаться.
Сегодня в храмах во время богослужения читается именно 1-я глава этого послания — давайте послушаем.
Глава 1.
1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,
2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.
3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте,
4 будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.
5 Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?
6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии.
7 Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.
8 А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты.
9 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.
10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих;
11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,
12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.
В первых стихах Послания к Евреям апостол показывает величие Иисуса Христа, Который есть Сын Божий и через Которого Бог окончательно и полноценно говорит людям. Апостол подчёркивает, что всё, что Бог хотел открыть о Себе, явлено наиболее полно и доступно в Личности Христа. И подводит к этой кажущейся простой истине апостол тщательно, через упоминание известных библейских цитат, через обращение к образам, понятных каждому иудею.
Вот, собственно говоря, и ответ — почему эти стихи столь трудны для нашего понимания: важно не только изложить истину, но и обосновать её тем, что для слушателя имеет статус достоверного утверждения.
Главная мысль этого отрывка достаточно простая: Иисус Христос — полнота Божественного Откровения. Но что для нас, современных христиан, из этого следует?
Самое главное — то, что это Откровение Бога о Себе Самом дано нам не в виде какого-то канонического текста или математической формулы, или художественного образа, или какого-то сакрального священнодействия: нет, всё это было бы ущербным и недостаточным. Бог удостоил нас, людей, несоизмеримо большего: Он раскрыл Себя Самого через Живого Человека, Богочеловека, Своего Сына — Иисуса Христа. Именно Он — Глава Церкви, Начало и Конец человеческой истории, Камертон Истинной человечности, Критерий Последнего Суда.
«Сын Бога и есть божественное, идеальное, абсолютно совершенное начало человечности — богосыновства, любящего Отца и Отцом любимого» — так писал Николай Александрович Бердяев в своей книге «Философия свободы». Из этого нетрудно сделать очень важный вывод: нам не надо искать где-то на стороне, или в далёком будущем, или за пределами нашей галактики — тот самый ориентир, который позволит человеку оставаться человеком. И это — не праздный вопрос: сегодня, когда благодаря развитию высоких технологий очень многое меняется радикально и быстро, всё громче начинают звучать опасения — а не предадим ли мы сами себя, бездумно увлёкшись технологическим прогрессом? Не растеряем ли мы человечность как таковую — превратившись лишь в «питательные батарейки» для совершенно чуждого человечеству цифрового мира?
Ответ — в сегодняшнем чтении из послания апостола Павла к Евреям: если мы не будем забывать про Христа, если именно Его образ будем иметь постоянно перед своими глазами — никакие даже самые радикальные изменения жизни нам не будут страшны!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема