
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Евр., 330 зач., XI, 33 - XII, 2.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Отличается ли чем-то путь к Богу в древние, ветхозаветные времена, от современного, христианского? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 11-й и 12-й глав послания апостола Павла к евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 11.
33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;
36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,
40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
Глава 12.
1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,
2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
Центральной темой только что прозвучавшего отрывка является тема веры в Бога. Апостол перечисляет ряд ситуаций, которые в сознании его слушателей чётко ассоциировались с историями и судьбами конкретных древних святых и праведников. Павел акцентирует внимание на том, что достойно выйти из всех тех трудностей, которые выпали на их долю, им помогла лишь особая связь с Творцом. В самых неблагоприятных обстоятельствах именно она помогала им смело смотреть в глаза опасности. Не сила оружия, ни знания, ни связи и поддержка окружающих, ни собственная смекалка и предприимчивость, но именно безграничное доверие Богу давало им силы идти порой на огромный, страшный риск и совершать то, что по человеческим меркам казалось невозможным.
Что же было содержанием этого вдохновляющего опыта? Из контекста речи апостола становится очевидным, что, с одной стороны, это ощущение присутствия Творца, с другой, предчувствие того, что каким-то образом в будущем эта связь с Богом станет сильнее, глубже, теснее. Древние праведники жили надеждой на пришествие Мессии, Христа, которого они не смогли увидеть при своей жизни. Поэтому апостол и говорит, что ни один из этих героев веры не получил обещанного в полноте. Эта полнота Божественного присутствия, к которой они стремились, открылась лишь с приходом Спасителя. Поэтому, обращаясь к своим современникам, Павел и утверждает: «Бог предусмотрел о нас нечто лучшее». Однако именно уверенность и всё нарастающее ощущение приближения Бога давали древним святым силы жить и двигаться вперёд по пути совершенствования.
Для нас это очень важное напоминание. Ведь если древние святые, не имея того, что имеем мы в церковных таинствах, не опускали рук и во всяческих тяжких обстоятельствах хранили верность Творцу, то насколько больше шансов имеем мы преуспеть в этом деле. Ведь люди Ветхого Завета были отделены от новозаветной благодати не только своей греховностью, но также временем и пространством. Сами исторические обстоятельства ещё не благоприятствовали полноценному общению. Нас же держит вдали от Творца всего лишь наша собственное желание. Мы зачастую не вблизи Бога, так как в нас нет решимости жить по Евангелию. Поэтому и призывает нас сегодня апостол Павел с терпением совершать свой путь. У всякого из нас, в отличие от древних святых, есть все необходимые условия уже здесь и сейчас, в этой земной жизни подойти к Богу так близко, как к Нему не мог приблизиться ни один из великих святых древнего мира.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема