Евр., 335 зач., XIII, 17-21.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Совсем недавно мы праздновали наступление нового календарного года, на фоне ярких новогодних украшений и многочисленных подарков звучали слова поздравлений и благопожеланий. Как это принято, мы желали друг другу всяческих успехов в наступающем году, желали счастья и отменного здоровья, всего того, без чего сложно помыслить благополучную человеческую жизнь. В апостольских посланиях мы тоже можем встретить пожелания адресатам посланий, но содержание этих пожеланий существенным образом отличается от тех, к которым мы привыкли. Сегодня в православных храмах во время богослужения звучит отрывок из 13-й главы Послания апостола Павла к Евреям. Этот как раз тот отрывок, из которого мы можем узнать, что же именно считал апостол Павел самым важным и значимым в жизни человека. Давайте послушаем этот отрывок.
Глава 13.
17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.
19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.
20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа,
21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
Основная мысль только что прозвучавшего отрывка Послания к Евреям выражена в его первых словах: апостол призывает своих адресатов во всём повиноваться наставникам в вере. Здесь, конечно, надо понимать, кого именно апостол подразумевал под наставниками: он говорил о себе самом и о своих соратниках, о тех людям, которые всю свою жизнь посвятили служению Богу.
Как мы знаем, в жизни святых апостолов и их ближайших учеников не было места для чего-то ещё, кроме служения Христу, они, к примеру, не заботились о том, чтобы приобрести хорошую недвижимость, чтобы стать заметными членами современного им общества, они ни в чём не искали своей собственной выгоды. Они делали то, о чём и написал апостол: неусыпно заботились о душах, вверенных им Богом людей, понимая, что именно в этом они должны будут дать отчёт Господу в день суда.
Успех служения апостолов не был бы возможен, если бы их совесть была чем-либо запятнана, а потому Послание к Евреям свидетельствует, что апостолы Христовы имели добрую совесть, потому что во всём старались «вести себя честно».
Всё это — и есть те признаки, по которым можно определить истинного наставника и пастыря, и повиноваться стоит лишь таким людям, а не вообще всем, кто тем или иным путём оказался на месте церковного учителя.
Высокая духовная настроенность апостолов проявила себя и в тех пожеланиях, которыми завершается этот отрывок Послания к Евреям. Во-первых, апостольские пожелания строятся на упоминании Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа, ведь именно к Нему должно быть направлено устремление христиан, Им мы должны и жить, и двигаться, и существовать (см. Деян. 17:28). Далее, упомянув Спасителя, апостол молится, чтобы Бог-Отец сделал адресатов послания совершенными «во всяком добром деле», чтобы Бог Сам в этих людях производил те действия, которые будут угодны Ему.
Мы видим, что здесь нет и намёка на те пожелания, которые считаются единственно возможными большинством наших современников. Апостола совершенно не интересует ни здоровье, ни житейское благополучие его духовных чад, он хочет, чтобы в них жил и действовал Бог, и если его молитва будет услышана, то это означает, что его духовные чада обретут самое главное, то, что сделает несущественным какие-либо условности нынешнего материального мира, они приобретут благоволение Пресвятой Троицы, и оно поможет им обрести вечную славу Небесного Царства.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.
«Да молчит всякая плоть человеча»
Великая Суббота — особенный день в церковном календаре. Заканчивается Страстная неделя и православные христиане ожидают наступления праздника Воскресения Христова. В субботу перед Пасхой мы молитвенно вспоминаем пребывание тела Христа во гробе и Его схождение душой во ад. Во времена Ветхого Завета умершие праведники не могли попасть в Царство Небесное — оно было для людей закрыто. Души всех людей после кончины отправлялись в преисподнюю. Однако праведники испытывали там меньшие мучения. После смерти на кресте Христос отправился душой во ад для того, чтобы разрушить власть дьявола над человечеством. Богослужение Великой Субботы наполнено разными по настроению песнопениями. Одни из них готовят нас к Пасхе, а потому являются радостными, предваряющими воскресение Спасителя. Другие молитвословия сочувствуют Христу, перенесшему страшные мучения и встретившему смерть лицом к лицу. Одно из главных песнопений Великой Субботы начинается со слов «Да молчит всякая плоть человеча». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» звучит на Литургии в момент, когда священник переносит хлеб и чашу с вином на престол — освящённый стол в центре алтаря. Это действие символизирует собой одновременно крестный путь Христа и Его погребение. Обычно считается, что распятие было самым страшным для Спасителя испытанием. Но это не совсем так. Большим мучением для Сына Божьего стала смерть и путь в ад — место, где нет Бога. Христос встретил там абсолютное одиночество. Бог перенёс муку богооставленности. Церковь, понимая, что человек не способен полностью осознать это событие, призывает нас благоговейно созерцать подвиг Христа. Хор поёт: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным». Так выглядит первая часть песнопения «Да молчит всякая плоть человеча», которое говорит о добровольности подвига Христа. Вторая часть молитвословия приоткрывает нам завесу тайны пребывания Спасителя в аду: «Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия». Церковное предание сообщает нам, что вместе со Христом в ад пришли ангелы. Но не для того, чтобы помочь Спасителю (Он как Бог всё совершил Сам), а чтобы лично увидеть чудо победы Сына Божьего над преисподней.
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» поётся в православных храмах только на Литургии Великой Субботы. Богослужение Великой Субботы — уникально и не может быть повторено в иное время. У нас есть возможность послушать песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении хора-ансамбля Хронос. Давайте ею воспользуемся.