Евр., 304 зач., I, 10 - II, 3.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Если открыть старые европейские карты, то можно обнаружить существенную разницу между тем, как принято было изображать мир во времена Средневековья и тем, как его изображают сегодня. Современная мировая карта представляет собой разрезанный на две половины земной шар без какого-то видимого центра. В эпоху Средневековья центром мира считался Иерусалим. И именно христианам этого города адресовал своё послание к Евреям апостол Павел. Отрывок из 1-й и 2-й глав данного послания читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих;
11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,
12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.
13 Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
14 Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?
Глава 2.
1 Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.
2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,
3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него
Итак, в древности у мира имелся чётко обозначенный центр. Им был Иерусалим, город в котором, наряду с прочими городами Палестины, проповедовал и совершал чудеса Сын Божий Иисус Христос и где Он принёс Себя в жертву за весь человеческий род. Иерусалим имеет важное значение не только для христиан. Священным местом для своей цивилизации его считают и иудеи. Начиная с первого века в Иерусалиме христианская и иудейская культуры непосредственно соседствуют друг с другом. И не всегда это соседство, к сожалению, является мирным.
Как повествует Библия, уже в первом веке христиане стали подвергаться притеснениям со стороны иудеев. Евреев-христиан их соплеменники, Спасителя не принявшие, всеми возможными способами принуждали вернуться к вере предков. Апогеем гонений на христиан Палестины со стороны иудеев стало убийство святого Иакова, первого главы христианской Церкви Иерусалима, произошедшее в 62-м году первого века.
После гибели святого Иакова иерусалимские христиане пришли в смятение, в страхе за свою жизнь некоторые из них стали возвращаться в иудаизм. Предотвратить распад Иерусалимской Церкви постарался апостол Павел, направивший христианам Палестины обширное послание, названное посланием к Евреям. Отрывок из него мы только что слышали.
В Послании к евреям-христианам, жившим в Иерусалиме и других регионах Палестины, апостол Павел проявляет всё своё красноречие для того, чтобы аргументировано доказать одну вещь — Иисус Христос есть Сын Божий, Спаситель-Мессия, пришествие Которого еврейский народ ожидал в течение долгих веков. Православные христиане в этом ничуть не сомневаются, в отличие от многих представителей еврейского народа, полагающих, что Мессия (Мошиах — по-еврейски) пока ещё не пришёл.
Иудеи первого века, Христа не принявшие, мыслили именно так и пытались в этом уверить своих соплеменников христиан. Якобы они ошиблись, приняв Иисуса за Спасителя. Апостол Павел в Послании к евреям призывает христиан Палестины не поддаваться данным уговорам и приводит множество доказательств из Ветхозаветной части Библии, показывая, как в личности Христа сбылись предсказания святых пророков древнего Израиля.
В прозвучавшем отрывке апостол Павел, в частности, цитирует псалмы сто первый и сто девятый царя и пророка Давида, в которых говорится о величии Мессии и особенностях его служения. Павел, основываясь на тексте псалмов, прямо утверждает, что Иисус не просто проповедник или пророк, но Сын Божий, во всём равный Богу Отцу. Христос в величии Своём выше всех ангелов, Он в составе Святой Троицы творил мир и человека, Он является истинным Царём вселенной.
Апостол Павел предупреждает своих первых читателей, что если Бог наказывал их предков за непослушание в адрес ангелов и пророков, то сугубая кара ждёт тех, кто отказывается принять Христа. Не потому, что Господь мстит за неверие, а потому что люди сами отдаляют себя от благодати Божией. Пророчество Павла сбылось — древний Иерусалим оказался разрушен, а еврейский народ долгое время был народом гонимым. Христианство же благодаря деятельности апостола Павла и, в том числе его Посланию к евреям, укрепилось в Палестине, в результате чего Иерусалимская Церковь продолжает существовать и в наши дни.
Но не стоит думать, что духовная жизнь предполагает какие-либо автоматические гарантии и может быть сведена до уровня бесчувственного совершения каких-либо обрядов и традиций. Богу от нас нужны прежде всего сердце милостивое, совесть чистая, вера искренняя и настоящее смирение, состоящее в том, чтобы помнить о своём бессилии и надеяться на милость Христову. Если мы будем жить, таким образом уповая на Бога, то будем им хранимы и оберегаемы!
Николай Чехов. «Крестьянский мальчик (Ванька Жуков)»
— Дядя Андрей, ты видел раньше вот эту картину? «Крестьянский мальчик» Николая Чехова.
— Да, Паша, видел. Я много раз бывал здесь, в Таганрогском художественном музее.
— А я впервые. И очень меня это произведение тронуло! Хотя, казалось бы, что особенного? Изображение крестьянского мальчика на холсте тридцать на сорок сантиметров. Курносый профиль, ухо, как пельмень, круглый подбородок. Светло-рыжие волосы торчат из-под нелепой фуражки.
— Ну, нелепым высокий картуз с козырьком кажется только на взгляд из двадцать первого века. А в 1881 году, когда создавалась картина, это была модная вещица. Полагаю, художник свой головной убор надел мальчишке на голову, чтобы его развеселить.
— И не получилось! Ребёнок не по-детски серьёзен. Пухлые губы сосредоточенно поджаты, брови удивлённо приподняты. И взгляд печальный.
— Усталый.
— О чём и речь! Юному герою картины несладко приходится. И так жаль мальчишку! Подобное чувство я испытывал, когда читал рассказ Антона Чехова «Ванька» о таком же вот несчастном подростке, который живёт у чужих людей и страдает. Писатель, кстати, не родственник художнику Николаю Чехову?
— Родной брат. Всего у Чеховых было семеро детей. Николай родился вторым, Антон третьим. Они выросли здесь, в Таганроге. А в 1876 году семейство перебралось в Москву. Восемнадцатилетний Николай к этому времени поступил в столичное училище живописи, ваяния и зодчества.
— А Антон?
— А Антон в свои шестнадцать остался в Таганроге один, доучиваться в гимназии. Чтобы прокормиться, продавал вещи, подрабатывал репетитором.
— А родители ему не помогали?
— Не было возможности. Глава семьи, Павел Егорович, был из крепостных, смог стать купцом второй гильдии, но разорился. И в столице переселенцы бедствовали. Тогда их очень выручал художественный дар Николая. Он много рисовал за деньги, чтобы прокормить родных. Заказчики отмечали его талант писать портреты, передавать характер человека, настроение, боль и радость.
— Потому и смог Николай Чехов так точно проиллюстрировать рассказ своего брата.
— Картина «Крестьянский мальчик» — вовсе не иллюстрация. Историю Ваньки Жукова Антон Павлович написал через пять лет после того, как Николай Павлович создал своё полотно. Это общественное мнение связало воедино проникновенные произведения братьев. И даже на некоторых выставках в конце девятнадцатого, начале двадцатого века портрет экспонировался под названием «Ванька Жуков».
— И это неудивительно! Картина и рассказ — как две части единого целого.
— Пожалуй! Николай и Антон Чеховы обладали особым даром сострадания. В своём творчестве они призывали людей относиться друг к другу внимательней и милосердней. Именно это роднит картину «Крестьянский мальчик» с рассказом «Ванька».
Картину Николая Чехова «Крестьянский мальчик» можно увидеть в Таганрогском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема