Евр., 319 зач., VIII, 7-13.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. С точки зрения христианского вероучения, Бог — существо совершенное, в Нём нет никакой ущербности, неполноты, никакого искажения или греха. Но значит ли это, что всё, что Он делает, — совершенно? На первый взгляд да, но так ли это на самом деле? Библейский ответ на этот вопрос можно услышать в отрывке из 8-й главы послания апостола Павла к Евреям, который звучит сегодня в храмах во время Богослужения.
Глава 8.
7 Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.
8 Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
9 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.
10 Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.
11 И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня,
12 потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
13 Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.
В первый главе книги Бытия восемь раз говорится о том, что творение Божие хорошо. Вокруг людей, к которым обращался Моисей, было множество проблем и в совершенство мира было трудно поверить, но для пророка весть о том, что мир задуман прекрасным, была очевидна. При этом общий принцип первозданный жизни, каким мы его видим в Священном Писании, был таким: Бог сотворил мир и человека в нём совершенными, но незавершёнными. Окончательное совершенство мира зависело от человека, который был призван согласиться с Богом и принять Его замысел о себе. И хотя мы не знаем до конца, почему Бог сотворил мир, принято говорить о том, что Он захотел поделиться благом бытия, поделиться Своей любовью, а так как любовь не может быть навязанной, Он дал сотворённым существам свободу... Пусть люди идут к Богу не самыми прямыми путями, но они идут к Нему свободно. Именно поэтому в своём взаимодействии с миром Бог эту свободу учитывает и говорит с нами на нашем языке.
Что это значит? Опыт общения с теми, чьё понимание происходящего не соответствует нашему, есть у каждого из нас, ведь все мы имели опыт общения с детьми. Когда мы говорим с ребёнком, мы говорим с ним иначе, чем со взрослым. Это не значит, что мы его обманываем, просто у него иной объём знаний, иной жизненный опыт... и в том, что мы говорим с ним иначе, чем со взрослым, можно видеть залог успешного общения. О чём-то подобном апостол Павел пишет в сегодняшнем чтении.
Бог совершенен, но означает ли это автоматически, что совершенен закон, который Он даёт? Иудеи полагали, что это так, почему слова Христа, уточнявшего законы древности, выглядели для них как святотатство. Однако для апостола очевидно, что закон как средство общения должен быть таким, чтобы человек мог его воспринять. Его суть всегда одна и та же, потому что Бог один и тот же, но формы, в которые облекается суть закона, — разные.
Итак, закон дан как знак единства Бога и человека. Но для жестокосердных людей это единство обеспечивалось внешними формами богопочитания, и важнейшими из них, по их мнению, были храмовые богослужения. Стремление этих людей к Богу было вполне искренним, но в этом стремлении они ориентировались на внешнее. В свою очередь через Спасителя людям открывается Новый Завет, при котором законы Божии не остаются для человека внешней, во многом вынужденной нормой, но становятся нормами его собственного сердца. В этом смысле Новый Завет не отменяет собой Ветхий, но исполняет его. Заповедь о любви к Богу в Ветхом Завете уже была, но люди учились этой любви через исполнение внешних законов. Теперь же во Христе, благодаря Его послушанию Отцу и жертвенной смерти, мы получаем возможность вернуть Богу всю нашу жизнь, все устремления нашего сердца.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве
Сегодня 22 декабря. Церковь вспоминает Пророчицу Анну, мать пророка Самуила, жившего в одиннадцатом веке до Р. Х.
О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве — протоиерей Андрей Ефанов.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О духовном смысле праздника Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы
Сегодня 22 декабря. Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы.
О духовном смысле праздника — священник Родион Петриков.
Все выпуски программы Актуальная тема