
Апостол Павел
Еф., 224 зач. (от полу́), IV, 7-13.

Комментирует священник Антоний Борисов.
«Гений и злодейство — две вещи несовместные». Такие слова вложил Александр Пушкин в уста Моцарта — персонажа своей трагедии «Моцарт и Сальери» — подчёркивая, что служение высшим идеалам предполагает чистоту намерений. О том же рассуждает и апостол Павел в отрывке из четвёртой главы своего послания к Эфесянам, что читается сегодня во время Литургии. Давайте послушаем.
Глава 4.
7 Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.
8 Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам.
9 А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?
10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.
11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,
12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,
13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;
Итак, «гений и злодейство — две вещи несовместные». Два героя произведения Пушкина, два композитора — Моцарт и Сальери — рассуждают о том, в чём состоит суть истинного творчества. Сальери настаивает на необходимости усердного труда и самоотречения. Моцарт же просто радуется самой возможности творить и создавать новое. Казалось бы, оба подхода имеют право на существование. Одни, действительно, добиваются успеха упорством и ежедневным усилием. Другие же — тоже ежедневно творят, но делают это как будто безо всяких трудностей.
Но почему же пушкинский Моцарт — гений, а его визави Сальери — нет? Потому что сердце последнего охвачено завистью. Эта страсть отравляет его жизнь день за днём, не даёт ему создать по-настоящему великое произведение. Моцарт же свободен от зависти — он радуется за себя, за Сальери и за других коллег по композиторскому цеху. Даёт себе и каждому возможность и пространство быть гением. Причём к собственным достижениям Моцарт относится спокойно, он свободен от гнёта успеха и приписывает его Небу, а не себе.
Поведение героя Пушкина служит примером христианского отношения к жизни и схоже с тем, о чём говорит в прозвучавшем чтении апостол Павел. Он обращается к христианам города Эфеса, которым долго и усердно проповедовал учение Спасителя. Уехав из Эфеса, апостол узнал, насколько неблагодарными оказались некоторые его ученики. Они, поддавшись лжемиссионерам, за глаза критиковали Павла, называли его человеком безвольным и нерешительным.
Поражает реакция апостола на упрёки. Он с доброй улыбкой принимает такие отзывы и сразу распознаёт причину их возникновения — обыкновенную зависть. Павел призывает читателей послания вспомнить, в Кого они веруют? Апостол напоминает эфесянам, что глава Церкви — Сын Божий Иисус Христос — пришёл в наш мир, чтобы смиренно послужить людям, принести Себя в жертву ради спасения человечества. И апостол Павел проповедует не ради собственного величия, а чтобы себя и других людей приблизить к святости Христовой.
Апостол просит своих читателей просто взглянуть на то, как трудится он сам, и что смогли сделать завистники. Сколько он совершил во благо Церкви и чем прославились его оппоненты. При этом апостол не укоряет своих критиков, а предлагает им трудиться вместе. Потому что Павел совершенно не хочет присваивать себе заслуги в проповеди Евангелия — всё доброе и светлое он приписывает Богу. И радуется, что именно его уста и руки Господь избрал для служения Церкви.
Подчас мы задаёмся вопросом — как относиться к тем, кто нас по каким-то причинам не любит, тем, кто не радуется, когда у нас что-то получается, а из зависти начинает нам вредить? Ответ мы получили в сегодняшнем апостольском чтении. Нужно относиться к таким людям по-доброму, ведь зависть не приносит им радости. Лучшее лекарство от этой страсти — любить своё дело, трудиться, благодаря Бога и оставляя возможность для других тоже созидать во имя Христа.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Деяния святых апостолов

Деян., 14 зач., V, 12-20.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Может ли человек измениться — бесповоротно и к лучшему? Кто-то скажет, что нет. А вот православные христиане верят, что может и даже должен. И находят тому подтверждение в Священном Писании. А именно — в книге Деяний святых апостолов. Отрывок из 5-й главы этой книги читается сегодня утром во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 5.
12 Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.
13 Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.
14 Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин,
15 так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.
16 Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.
17 Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти,
18 и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу.
19 Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал:
20 идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.
Какую удивительную и сильнейшую перемену можем мы наблюдать в отношении святых апостолов! Если до события святой Пятидесятницы, когда на учеников снизошла благодать Святого Духа, они (ученики) представляли собой неуверенных, подверженных страху людей, то теперь мы в их лице видим совершенно иные, противоположные качества. Апостолы превратились в храбрых и непреклонных глашатаев Евангелия.
Если раньше ученики прятались за закрытыми дверями, то теперь они, несмотря на все угрозы противников Христа, начинают приходить в притвор Соломонов. Так называлась часть крытой колоннады вокруг Иерусалимского храма, где во время земного служения проповедовал Господь Иисус. Теперь в этом же месте начали рассказывать людям о Евангелии Его храбрые апостолы, укреплённые духовно изнутри благодатью Святого Духа.
К апостолам, как говорится в книге Деяний, никто не осмеливался присоединяться. Не потому, что ученики Христа никого к себе не подпускали, а потому, что очевидна была разница между апостолами, уже принявшими Святого Духа и духовно перешедшими в эпоху Нового Завета, и остальными жителями Иерусалима, пребывавшими ещё в Завете Ветхом.
Тем не менее, мистическая граница, отделявшая апостольскую общину от внешнего окружения, не являлась препятствием для дел милосердия. Ученики Христа с радостью возлагали руки на больных и бесноватых, исцеляли болезни, изгоняли злых духов. Так они не словами только, но и делами свидетельствовали о том, какому Богу они служат и что этим Богом является Господь Иисус.
Конечно же, подобное яркое служение не могло не вызвать зависти со стороны фарисеев, саддукеев. Они попробовали заключить апостолов в тюрьму. Но те вышли из неё в ту же ночь, освобождённые ангелом. И вот что показательно. Ученики не стали мстить законникам, не стали их обличать, критиковать. Апостолы продолжили своё служение любви, понимая, что нет лучше способа для проповеди истин Евангелия.
Пример, который в лице апостолов мы видим в книге Деяний, не утратил с веками своей значимости. Каждый православный христианин в таинстве миропомазания получил благодать Святого Духа — прошёл через личную Пятидесятницу. Да — у нас не хватает, к сожалению, дерзновения исцелять болезни, изгонять злых духов с помощью молитвы и веры. Но на что-то мы, тем не менее, способны.
А именно — подобно апостолам являть этому миру пример любви и милосердия. Не отвечать злом на зло, не мстить, не искать греховной выгоды, а руководствоваться в словах и поступках заповедями Христа. И тогда благодать Духа Святого будет укреплять нас изнутри, через нас станет действовать, укрепляя нас на непростом поприще христианского служения Богу и людям.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Дорога жизни» помогает детям-сиротам пройти лечение и обрести семью

Миша появился на свет 9 лет назад. Его рождение пошло не по плану: он не смог самостоятельно дышать и перенёс несколько операций. Родные от него отказались. После того, как Миша окреп, его отвезли сначала в дом ребёнка, а затем в детский дом. Из-за врождённых нарушений мальчик не мог нормально двигаться, зато покорял сердца тех, кто вокруг, своим обаянием и улыбчивостью.
В 2021 году, когда Мише было 5 лет, в детский дом города Владикавказа, где он находился, приехали сотрудники фонда «Дорога жизни». Проект помогает детям-сиротам получить качественное лечение, обрести поддержку взрослых и любящую семью. Его команда вспоминает первую встречу с мальчиком: «Миша был единственным ребёнком в детдоме, который не ходил сам. Но он был очаровательный, коммуникабельный, весёлый — человек-улыбка».
С поддержкой фонда «Дорога жизни» ребёнок перенёс две операции и прошёл реабилитацию в Москве. И после этого встал на ноги. Вскоре мальчиком заинтересовались приёмные родители. Они забрали Мишу, но так и не смогли его принять. И он вернулся обратно в детский дом.
Тогда благотворительный фонд «Дорога жизни» разместил о Мише статью на своих ресурсах, так о нём узнала семья из Москвы. Родители прилетели к ребёнку во Владикавказ и после встречи с ним поняли, что Миша будет новым членом их семьи.
Сейчас у мальчика совсем другая жизнь: у него есть папа и мама, брат, сестра, свой дом и три собаки. Но главное — есть любовь, забота и понимание.
При поддержке фонда «Дорога жизни» ребята из детских домов с различными нарушениями проходят лечение, реабилитации и обретают возможность найти семью. Поддержать фонд и его подопечных можно на сайте «Дорога жизни».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«2-я неделя по Пасхе. Антипасха». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Деян.5:12-20) и Евангельского (Ин.20:19-31) чтений в воскресенье после Пасхи, именуемое Антипасха, и вспоминается уверение апостола Фомы, а также Радонице — особом дне поминания усопших, о днях памяти преподобного Зосимы Соловецкого, блаженной Матроны Московской.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица