
Еф., 234 зач., VI, 18-24.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Почему наши молитвы к Богу порой не так эффективны, как нам бы этого хотелось? Возможный ответ на этот вопрос находим в отрывке из 6-й главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня за богослужением в правоcлавных храмах. Давайте послушаем.
Глава 6.
18 Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых
19 и о мне, дабы мне дано было слово — устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования,
20 для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедовал, как мне должно.
21 А дабы и вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель,
22 которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и чтобы он утешил сердца ваши.
23 Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса Христа.
24 Благодать со всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.
Только что прозвучавший отрывок — это финальный фрагмент послания апостола Павла к христианам города Ефес. Помимо того, что апостол сообщает в нём информацию технического характера, предупреждает о приходите в Ефес Тихика, а также по обычаю благословляет своих адресатов обещанием мира и благодати Христовой, он ещё призывает их к молитве. Этот призыв весьма примечателен, поскольку мы узнаём из него, как Павел смотрел на молитвенную практику. «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом», — просит он ефессян. О чём идёт речь?
Очевидно, что апостол призывает своих адресатов молиться постоянно. В другом послании, к Фесалоникийцам, он прямо говорит: «непрестанно молитесь». Часто можно слышать недоумения по этому поводу: как можно молиться непрестанно? Я еле-еле вычитываю утреннее и вечернее правило. А тут непрестанно. То есть круглые сутки. И, заметим, это заповедь даётся простым христианам. Не монахам-отшельникам. А людям, которые живут в городе и заняты обычными делами и обязанностями. Недоумение разрешает сам апостол Павел, поясняя, что молиться необходимо «духом».
Давайте вспомним, как мы обращаемся к Богу? Зачастую облекаем свои просьбы в слова, которые проговариваем или про себя, или шёпотом, или вслух. Так мы пытаемся донести до Творца наши мысли и чувства. И нередко именно такой стиль общения с Богом мы и называем молитвой. Однако, человек — это не только мысли и чувства. Мы — это не поток идей и переживаний. Есть в нашем существе место намного глубже рассудочной части нашего ума и нашего эмоционального начала. На языке Писания это место нередко называется «сердце». Здесь находится центр и средоточие духовных сил человека. Это то сокровенное место, где наш дух встречается с Духом Божиим. Здесь, по словам апостола Павла, должна совершаться непрестанная молитва.
Это означает, что мои чувства и мой ум могут быть заняты вполне земными делами. Однако в своём сердце я будут стоять перед Богом. Буду ощущать Его незримое присутствие внутри себя. Это присутствие Бога в сердце Павел описывает в послании к Ефесянам как ощущение внутри себя «широты, долготы, глубины и высоты». Иными словами, мой внутренний мир перестаёт быть мелким, узким и тесным. В нём появляется объём. Именно в этом внутреннем пространстве происходит встреча с Богом. Уже это молчаливое предстояние и есть молитва. Мои телесные глаза видят окружающий мир, мой внутренний взор сосредоточен на Творце. Мой дух направлен горе, то есть к небесам.
Именно об этом опыте говорит Священное Писание, когда упоминает о праведниках: «ходил Енох перед Богом», «ходил Ной перед Богом», «ходил Авраам перед Богом». То есть исполняя свои обязанности, они каждое мгновение ощущали в своём сердце присутствие Творца. Они участвовали в диалоге с Богом. Только без слов. Когда было необходимо, они находили и слова. По ситуации. Но молитвенное напряжение было в них всегда. Они непрестанно фокусировали внимание на Боге. Подобным образом мы, к примеру, ощущаем, что в соседней комнате находится мой муж, или жена, или дети. Они присутствуют дома, хотя мы можем и не общаться с ними словесно, заниматься своими делами. Но мы ощущаем, что дома кто-то есть.
Здесь и кроется ответ, почему наша молитва порой не имеет силы. Это не потому, что мы произносим неверные слова. Но именно потому, что мы произносим только слова. Работает только наша рассудочная и эмоциональная часть. Но внутри нас мелко и тесно. Там нет объёма. Нет пространства для предстояния перед Богом. Для того, чтобы этот простор создать, и необходима вся полнота христианской жизни. Для этого мы участвуем в церковных таинствах, соблюдаем устав, исполняем заповеди Евангелия. Это даёт нам силы прорваться в глубину своей души. Войти туда, где под покровом мыслей, чувств, эмоций наш дух встречается с Духом Божиим. Чтобы ощутить великую тишину этой сердечной клети и непрестанно пребывать здесь перед Богом в безмолвной молитве.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер