
Апостол Павел
Еф., 232 зач., V, 33 - VI, 9.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что могу сделать лично я для того, чтобы мир вокруг меня стал немного лучше? Как не позволить восторжествовать злу и несправедливости? Что по этому поводу думает христианство? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Ефесянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.
Глава 6.
1 Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость.
2 Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием:
3 да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.
4 И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.
5 Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу,
6 не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души,
7 служа с усердием, как Господу, а не как человекам,
8 зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный.
9 И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия.
Мужья — жёны, родители — дети, господа — рабы. Это три типа отношений, которые в эпоху апостола Павла имели много общего. Все они предполагали практически полное бесправие одного участника пары перед другим. С точки зрения большинства древних законодательств, жёны, дети и рабы были просто вещью. Конечно, в разной степени. Однако все они должны были беспрекословно подчиняться мужьям, родителям и господам. Очевидно, что подобные отношения очень легко превращались в отношения сверху вниз. То, что мы сейчас называем подавлением, унижением, насилием или модным словом «абьюз», в древнем обществе было весьма распространённым явлением, а порой даже считалось нормой.
В связи с этим обращает на себя внимание то, что апостол не призывает к равноправию в супружеских отношениях. Он не борется за отмену рабства. Не побуждает создавать комитеты по соблюдению прав ребёнка. Просто Павел ученик Христов. И как последователь Спасителя он предлагает духовный метод решения проблемы.
Он считает, что для её решения каждому из участников отношений необходимо следить за своей совестью перед Богом. Другими словами, он призывает всякого, кто называет себя христианином, во всех своих делах стараться исполнить волю Творца. Сопоставлять то, что я думаю, чувствую и делаю в течение дня с тем, что мне предлагает делать в Евангелии Христос. В этом случае даже если мы не ставили своей целью улучшать отношения с окружающими людьми, это произойдёт неизбежно. Ведь евангельская максима проста: чтобы наладить отношения с Богом, необходимо наладить отношения с ближним. Именно ближний — та дверь в Царство Небесное, к которой мне необходимо подобрать ключик. И ближний — это не тот, кто делает мне хорошо. Ближний — это тот, кто сегодня попал в поле моего зрения. И хороший, и плохой, и добрый, и злой, и тот, кто мне симпатичен, и тот, к кому я испытываю отвращение.
В нашу эпоху относительного равноправия этот призыв не теряет своей актуальности. Ведь я могу тиранить людей и дома, и на работе. Могу заставлять их выполнять свои прихоти. Могу не учитывать их желаний. Навязывать им свою волю. Причём не обязательно это делать агрессивно, как, например, это делает начальник-самодур или же глава семьи-деспот. Я могу делать это пассивно. При помощи слёз, заискиваний, унижений и других манипуляций, вынуждая людей делать то, что я хочу. Продавливать то, что мне кажется правильным, играя на их чувствах и слабостях. И такой вид насилия порой более разрушительный, чем прямая агрессия. Тот, кого все считают жертвой, может быть самым натуральным злыднем. Это тоже зло и несправедливость. И страшны они тем, что открываются лишь тогда, когда люди находятся уже в довольно близких отношениях, выйти из которых не так-то просто.
Вот над чем нам следует задуматься. Если будем безжалостно честны перед собой и если будем просить об этом Бога, то Он обязательно покажет, где в нас прячется этот мелкий бес. Господь откроет ситуации, в которых этот бесёнок побуждает нас привычным движением тянуть одеяло на себя. Если разберёмся с ним, можно не переживать, что не совершим в жизни каких-то социально значимых деяний. Свой план максимум мы уже выполнили. Мы смогли освободить своё сердце для благодати того Небесного Царства, о котором Христос постоянно говорит в Своём Евангелии.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер