Еф., 223 зач., III, 8-21.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Думаю, многие из нас испытывали чувство глубокого трепета перед красотой и таинственностью мироздания. Горы, море, звёздное небо... каждого в своё время поразило что-то своё, от чего захватило дух... Но самое интересное, что подобные эмоции можно пережить от встречи с идеей, которая поражает своим масштабом и своей глубиной. С одним из таких переживаний мы встречаемся в отрывке из 3 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
8 Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия — благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово
9 и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом,
10 дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия,
11 по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем,
12 в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него.
13 Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава.
14 Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа,
15 от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле,
16 да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке,
17 верою вселиться Христу в сердца ваши,
18 чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота,
19 и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею.
20 А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем,
21 Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь.
Когда-то лет двадцать назад мне посчастливилось готовить ко крещению оного человека, который совершенно ничего не знал о христианстве и всей душой к этому знанию стремился. Помню, как я радовался от того, что перед ним откроется совершенно новый мир, в котором у космоса будет любящий и благой Творец, сотворивший всё не для забавы и не случайно, но для исполнения Своего премудрого замысла. В этом новом мире не всё будет идеально, но всё будет исправимо, потому что Сам Бог будет готов помогать человеку исправлять его ошибки, если человек этого захочет. Когда всё это осознаешь, от красоты и глубины действительно захватывает дух.
В первой части сегодняшнего чтения апостол Павел говорит о том, что плоды проповеди, которые он видит в жизни своих учеников, позволяют ему переносить многие скорби. Мир для него — это школа, в которой он, как земной учитель, открывает замысел Отца Небесного язычникам, потому что и они имеют в этом замысле своё место. У этого служения есть свои противники, как вне общины верующих, так и внутри, но Павел знает, что Сам Бог за него и поэтому не страшится и не унывает.
В чём же главная цель проповеди и что должно произойти с учениками? Ответ прост: преображение внутреннего человека. В сокровенных глубинах своего сердца каждый призван утвердиться в своём выборе Бога. Впрочем, утвердиться не собственными силами, что человеку невозможно, но благодатью Духа Божьего. Это утверждение внутреннего человека обязательно предполагает укоренение и утверждение в любви. Первый образ, который использует апостол — из жизни растений, которые живут только если укореняются, то есть прорастают в почву, проникают в её глубину, буквально питаются ею. Так, в глубине своего сердца каждый из нас призван сделать любовь почвой, в которую он врастает всеми своими корнями, которой питается, находя в ней ресурсы для жизни. Второй образ из сферы строительства, потому что утвердиться в любви, значит обрести в ней твёрдый фундамент, стоя на котором не поколеблешься.
Людям, с которыми это произошло, любовь открывается не как его личные чувства, желания и эмоции, но как всеобъемлющая любовь Христа, превосходящая человеческий разум. В ней и через неё, несмотря на их немощь и несовершенства, верующие оказываются посвящены в полноту Божественного замысла, в полноту Божественной жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 225 зач., IV, 14-19.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Все мы нередко бросаемся из крайности в крайность: то хотим управлять и уверены, что знаем, как надо; то, оскорбляясь, что нас не принимают во внимание, уходим в себя и демонстративно не хотим ни в чём участвовать. Но есть ли какая-то золотая середина и как её найти? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
14 дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения,
15 но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос,
16 из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
Обращаясь с письмом в Ефес, апостол Павел писал всей местной общине. Его дело, как дело апостола, состояло не в том, чтобы решать частные вопросы, он стремился показать отдельным людям, что их христианское служение — часть жизни всего тела Христова. Причём осознать это должны были не только руководители общины, но и все верующие. Многим людям, особенно не обременённым большой ответственностью, свойственно скатываться в инфантилизм, детское поведение, в котором многое кажется неважным и человек не обращает внимание на опасности, которые его окружают. Как человек духовно взрослый, апостол предупреждает учеников от такого подхода. Ведь одно дело действительно быть ребёнком, много не знать, не иметь способности осознать себя и свою роль в происходящем, не понимать к чему ошибка приведёт в будущем. Дети не просто не хотят, они именно неспособны к подобного рода оценкам, почему с них никто во всей полноте и не спрашивает. Другое дело — взрослый человек, которому преподано учение. Он не может сказать, что чего-то не знал или не понимал, к чему приведёт тот или иной поступок. И дело не только в том, как сказывается такое поведение на его личной жизни. Его мысли, чувства, оказывают влияние на всё Тело Церкви, на всех людей. Это значит, что верующим стоит внимательно смотреть за тем, что лежит в основе их поступков, что ими движет: соперничество или соработничество, ревность или любовь. По мнению апостола, совместное взращивание тела Христова возможно только на основе любви. Той любви, которая соединяет невидимыми связями даже людей внешне не очень связанных. Так, например, влияние начальника на подчиненного кажется огромным, ведь он даёт поручения и спрашивает о его исполнении. Но и влияние подчиненного огромно, потому что, если он сделает что-то неправильно или откажется делать вовсе, план руководителя не будет исполнен. Таким образом старшие и младшие, большие и малые — все мы зависим друг от друга и каждый должен найти своё место перед Богом и другими людьми. Апостол формулирует это очень просто и в то же время глубоко. Он говорит, что все члены общины призваны действовать в свою меру, то есть говоря современным языком: по своей должностной инструкции. И когда всё это оказывается пропитано не формализмом и бюрократией, но любовью, тело Христово растёт и созидает само себя в любви.
Конечно, вместе с ефесянами, апостол обращается к каждому из нас. Мы, будучи священниками и мирянами, родителями и детьми, начальниками и подчиненными, призваны задумываться о своей мере, о том, чего ждёт от нас Бог и что приведет нас к общему благу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Знакомые слова с незнакомым значением
Не секрет, что круг чтения современного человека сузился. Из-за этого сократился личный словарь и изменился речевой портрет человека.
По опросам исследователей, многие представители молодого и даже зрелого поколения не могут объяснить, что такое манускрипт, лакуна, моцион. Топинамбур путают с тамбуром, а турнепс считают названием динозавра.
Лингвисты дали своё название словам, значение которых мы не знаем — это термин «агнонимы». От слова «гнозис» — «знание» с прибавлением отрицательной приставки «а».
К агнонимам относятся и вовсе незнакомые понятия, и те слова, которые мы употребляем ошибочно.
Вспоминается курьёзный случай в классической литературе. У Ивана Сергеевича Тургенева в повести «Степной король Лир» есть такое место:
«...дьячок вышел из кухни, с трудом раздувая ладан в старом медном паникадиле». На это Афанасий Фет отреагировал в одном из писем: «Тургенев...заставил дьячка раздувать паникадило: простое кадило ему в Бадене показалось малым. И как ухитрился дьячок не задувать, а раздувать паникадило?» Вы, наверное, поняли, что Тургенев спутал большую люстру, паникадило, с кадилом — небольшой курильницей благовоний.
Итак, мы видим, что и мэтры подчас не знают значение некоторых слов. Что же говорить о нас и нашем времени.
Однако проблема решаема: всегда есть возможность расширить кругозор и пополнить свой личный вокабуляр. Например, весьма полезно читать Толковый словарь Владимира Даля. Где мы найдём много занимательных сведений: как говорили люди полтора века назад; какие слова мы уже не употребляем; и сколько, оказывается, интересных звучных слов мы ещё можем использовать.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
«М.Ю. Лермонтов — поэт и его время». Сергей Шаулов
У нас в студии был заведующий Домом-музеем Михаила Юрьевича Лермонтова в Москве Сергей Шаулов.
Разговор шел о поэзии Лермонтова, как она раскрывает его внутренний мир, а также о том, каким видели поэта его современники.
Все выпуски программы Светлый вечер