
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Еф., 224 зач. (от полу́), IV, 7-13.
Глава 4.
7 Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.
8 Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам.
9 А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?
10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.
11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,
12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,
13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Для первозданного человека общение с Богом в Духе Святом было естественным. Благодаря этому общению в каждом раскрывалась та творческая и личная уникальность, которую Бог вложил в каждого из нас. После грехопадения творческие способности в человеке сохранились, но из-за рабства страстям, из-за страха смерти, человек оказался неспособен развиваться полноценно. В глубине души он чувствует, что сотворён для любви и общения, но творчество его заканчивается разрушением, а общение соперничеством. Зная, что человек бессилен измениться, Бог приходит для того, чтобы вернуть его на истинный путь.
Четвёртая глава послания к Ефесянам, отрывок из которой мы читаем сегодня, начинается с призыва к единству в Духе, ведь ученики верят в одного Бога и надеются на общее воскресение. Однако единство, к которому они призваны, не унылое и однообразное, перемешивающее всех в одну серую массу. Мы едины в вере, едины в нравственной жизни, но в то же время очень разнообразны, ведь получаем от Бога разные дары, которыми призваны служить друг другу в Церкви. Апостол так и говорит: каждому из нас дана благодать по мере дара Христова. То есть дара, который даётся нам Иисусом Христом и раскрывается в ту меру, в которую мы сами возрастаем в Нём как части Его Тела, как члены Церкви.
Но как в падшем человеке раскрывается этот дар? Он раскрывается благодаря причастности жизни Иисуса Христа, благодаря причастности Его подвигу. Ведь прежде, чем взойти на небо в качестве победителя, Спасителю предстояло взойти на крест в виде побеждённого. Ему предстояло не только умереть, но и сойти во ад, чтобы освободить тех, кто был пленён дьяволом. Христос побеждает не только силой, которой обладает как всемогущий Бог, но и верностью Отцу, которую проявляет как человек. И этим Он открывает путь для каждого из нас. Всё то доброе, что есть в человеке, что заложено в него Самим Творцом, раскрывается в нас, когда мы идём вслед за Спасителем.
Сегодняшнее чтение неслучайно читается в воскресенье, следующее за праздником Богоявления. Стоя на берегу Иордана, Иисус говорит Крестителю: должно нам исполнить всякую правду. Спускаясь в Иордан, в воды которого люди входили для омовения грехов, Он берёт на себя грех мира, все его ошибки, всю его злобу... И не грешит там, где люди грешат, не ошибается там, где они ошибаются, не злится там, где торжествует зло. Напротив, Он являет Собой истинного Сына, в котором пребывает Дух Святой и, когда над нами совершается таинство Крещения, мы входим в жизнь Христа. В Его праведность, Его святость. Через Него мы усыновляемся Отцу и получаем Духа Святого. Именно здесь, на этом пути происходит постепенное раскрытие в каждом того дара, о котором апостол говорит в начале отрывка. Кто-то поставлен апостолом, кто-то пророком, кто-то пастырем, и всё это для того, что в синодальном переводе названо совершением святых и что на самом деле означает совершенствование всех христиан. Но совершенствование не в смысле простого личного возрастания, благодаря которому мы становимся лучше, но в смысле созидания Тела Церкви, ведь во Христе мы становимся лучше, только если растём в любви к другим людям. Духовная жизнь — это путь к единству веры, единству познания Бога, к единству в Церкви, которая есть Христос. Именно в Нём исполняется полная мера замысла Божьего обо всём творении. И все мы, несмотря на различия между нами, призваны быть похожими на Христа — не внешне, конечно, но в том, как воля Божия открывается в нашей жизни.
Макеевка (Донецкая Народная Республика). Преподобный Илия Макеевский
В 2012 году Русская православная церковь прославила в лике святых преподобного Илию Макеевского. Подвижник родился в Макеевке в 1837 году. В пятнадцать лет покинул отчий дом и отправился в длительное паломничество. Достиг горы Афон, где принял монашеский постриг. В начале двадцатого века поселился в Киеве-Печерской лавре. А в 1927 году вернулся в родную Макеевку. Старец не имел своего угла, ему давали приют то одни, то другие люди. Из имущества у Илии было лишь несколько икон и духовных книг. Главным делом жизни подвижник считал молитву. Он взывал ко Господу и днём, и ночью, ежедневно читал Евангелие и Пластырь, пел акафисты. И других наставлял помнить Бога и посещать храмы. К старцу обращались за духовной поддержкой не только жители Макеевки, но и паломники из других городов. По молитвам Илии совершались исцеления. В середине двадцатого века, когда в Макеевке не осталось действующих церквей, подвижник предсказал, что город ещё засияет куполами. И пророчество осуществилось! Сегодня мощи преподобного Илии покоятся в Свято-Геогиевском соборе — одном из тридцати пяти храмов, открытых в Макеевке на рубеже двадцатого и двадцать первого столетий.
Радио ВЕРА в Донецке и Макеевке можно слушать на частоте 102,6 FM
Лимасол (республика Кипр). Монастырь Николая Чудотворца

Фото: Piqsels
На юге острова Кипр, в десяти километрах от города Лимасола, есть небольшой православный монастырь святителя Николая. История обители восходит к четвёртому веку. Община образовалась при храме, который построил византийский игумен по распоряжению равноапостольной царицы Елены. Насельники монастыря получили тогда от правителя необычное послушание — ухаживать за кошками. Их привезли из Египта, чтобы избавить остров от ядовитых змей. Пушистых путешественниц поселили в Никольском монастыре, а уже оттуда они распространились по всему Кипру. В дальнейшем монахам приходилось противостоять напастям большим, чем нашествие пресмыкающихся. Так, с седьмого по десятый век подвижники претерпевали тяготы арабского ига. В восьмом столетии обитель служила убежищем праведникам, пострадавшим во время гонений от еретиков-иконоборцев. В 1570 году турки-османы захватили остров и истребили иноков Никольской обители. Монастырь долгое время пребывал в запустении. Он был восстановлен в 1983 году как женский. На территории сохранился храм четырнадцатого столетия, а в нём — старинные фрески. На богослужениях здесь любят бывать жители Лимасола и гости города. А постоянно в Никольской обители проживают четыре монахини и... сотни кошек!
Радио ВЕРА в Лимасоле можно слушать на частоте 102,9 FM и 107,9 FM
Геническ (Херсонская область). Храм Рождества Пресвятой Богородицы

Фото: Piqsels
Геническ раскинулся на берегу Азовского моря, у основания косы, соединяющей Херсонскую область с Крымом. В южной части города, в пятистах метрах от кромки воды, стоит храм Рождества Пресвятой Богородицы. Церкви этой больше века, её возвели в 1907 году. Инициатором строительства был местный благочестивый житель по имени Созонтий Иванович. В молодости он служил офицером, участвовал в Крымской войне. А выйдя в отставку, проводил свои дни в молитве. Подвижник получил у местных властей участок заброшенной земли, вырыл на нём келью, стал жить отшельником и собирать средства на храм. Горожане откликнулись, и вскоре над морем засияли купола. Созонтий Иванович почил спустя год по завершению строительства и был похоронен в церковном склепе. Храм Рождества Богородицы стал подворьем Кизилташского монастыря, расположенного в Крыму, между Судаком и Феодосией. Территорию подворья монахи превратили в цветущий оазис. Здесь благоухали розы, прогуливались павлины. А под сводами храма даже вне богослужений звучала молитва — иноки поочередно и днём и ночью читали Псалтырь. Всё изменилось после революции 1917 года. Безбожники, придя к власти, закрыли церковь Рождества Богородицы и устроили в ней спортивный зал. В конце двадцатого века православные вернули храму былое великолепие. В воскресные и праздничные дни плывёт над морем колокольный звон, собирает жителей Геническа на молитву.
Радио ВЕРА в Геническе можно слушать на частоте 103,1 FM







