
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Еф., 219 зач., I, 22 — II, 3.
Глава 1.
22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, 23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.
Глава 2.
1 И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, 2 в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, 3 между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие,

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Стоит признать, что наши литургические чтения из Священного Писания далеко не всегда подобраны удачно. Вот и сегодняшний отрывок производит довольно странное впечатление: если кто-то попытается пересказать его смысл своими словами, то у него ничего не получится. Причина проста: мысль апостола Павла обрезана на середине, из этого отрывка невозможно понять, что именно хотел сказать апостол. Для того, чтобы это сделать, нам нужно продолжить чтение и остановиться не на 3-м стихе 2-й главы, а дочитать до 7-го стиха.
Мы услышали слова апостол Павел о том, что христиане Эфеса были мертвы из-за своих грехов и преступлений, причина же грехов и преступлений — жизнь по обычаю «мира сего», «по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления». Далее апостол пишет, что он сам, как и другие апостолы, тоже когда-то жил подобным образом, «исполняя желания плоти и помыслов», был таким же «чадом гнева», «как и прочие». На этом сегодняшний фрагмент обрывает мысль апостола, тогда как у нее есть очень важное продолжение, то, ради чего Павел начал писать на эту тему. Вот оно: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе» (Еф. 2:4–7).
Апостол Павел утверждает, что Бог нас «оживотворил со Христом», несмотря на всю тяжесть преступлений, которые были совершены нами ранее. А еще апостол здесь проводит прямую линию: мы были мертвы из-за действий «князя, господствующего в воздухе», то есть диавола, но теперь спасены благодатью Божией. Это то, что дается каждому христианину в крещении. Именно крещение апостол Павел называет здесь нашим оживлением из мертвых, спасением, воскресением и дарованием места на небесах. Конечно, для многих это звучит довольно странно, как некая гипербола и очевидное преувеличение. Но, конечно, эти слова следует понимать не в буквальном физическом, но в духовном смысле. При таком понимании все становится на свои места.
К христианам апостол обращается как к спасенным уже в настоящее время, потому что они пребывают в Иисусе Христе, соответственно, вместе с Ним оживлены, воскрешены и вознесены. В крещении некогда мертвые по своим грехам стали вновь живыми, но не прежней жизнью, а новым существованием. Они живут жизнью, которая наполнена радостным предвкушением блаженной вечности и имеет основание в Боге. Поэтому верующие уже имеют свое «место на небе», хотя они еще живут на этой земле. Это — жизнь в Теле Христовом, которое есть Церковь (Еф. 1:22-23). Именно эту мысль отмечает апостол Павел в высказывании о том, что Бог нас со Христом «оживотворил, воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе». Несмотря на то, что христиане еще здесь, на земле, но они, будучи одним Телом Христовым, уже на небесах.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема