
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Еф., 219 зач., I, 22 — II, 3.
Глава 1.
22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, 23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.
Глава 2.
1 И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, 2 в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, 3 между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие,

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Стоит признать, что наши литургические чтения из Священного Писания далеко не всегда подобраны удачно. Вот и сегодняшний отрывок производит довольно странное впечатление: если кто-то попытается пересказать его смысл своими словами, то у него ничего не получится. Причина проста: мысль апостола Павла обрезана на середине, из этого отрывка невозможно понять, что именно хотел сказать апостол. Для того, чтобы это сделать, нам нужно продолжить чтение и остановиться не на 3-м стихе 2-й главы, а дочитать до 7-го стиха.
Мы услышали слова апостол Павел о том, что христиане Эфеса были мертвы из-за своих грехов и преступлений, причина же грехов и преступлений — жизнь по обычаю «мира сего», «по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления». Далее апостол пишет, что он сам, как и другие апостолы, тоже когда-то жил подобным образом, «исполняя желания плоти и помыслов», был таким же «чадом гнева», «как и прочие». На этом сегодняшний фрагмент обрывает мысль апостола, тогда как у нее есть очень важное продолжение, то, ради чего Павел начал писать на эту тему. Вот оно: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе» (Еф. 2:4–7).
Апостол Павел утверждает, что Бог нас «оживотворил со Христом», несмотря на всю тяжесть преступлений, которые были совершены нами ранее. А еще апостол здесь проводит прямую линию: мы были мертвы из-за действий «князя, господствующего в воздухе», то есть диавола, но теперь спасены благодатью Божией. Это то, что дается каждому христианину в крещении. Именно крещение апостол Павел называет здесь нашим оживлением из мертвых, спасением, воскресением и дарованием места на небесах. Конечно, для многих это звучит довольно странно, как некая гипербола и очевидное преувеличение. Но, конечно, эти слова следует понимать не в буквальном физическом, но в духовном смысле. При таком понимании все становится на свои места.
К христианам апостол обращается как к спасенным уже в настоящее время, потому что они пребывают в Иисусе Христе, соответственно, вместе с Ним оживлены, воскрешены и вознесены. В крещении некогда мертвые по своим грехам стали вновь живыми, но не прежней жизнью, а новым существованием. Они живут жизнью, которая наполнена радостным предвкушением блаженной вечности и имеет основание в Боге. Поэтому верующие уже имеют свое «место на небе», хотя они еще живут на этой земле. Это — жизнь в Теле Христовом, которое есть Церковь (Еф. 1:22-23). Именно эту мысль отмечает апостол Павел в высказывании о том, что Бог нас со Христом «оживотворил, воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе». Несмотря на то, что христиане еще здесь, на земле, но они, будучи одним Телом Христовым, уже на небесах.
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема











