Еф., 227 зач., IV, 25-32.
Глава 4.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
26 Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем;
27 и не давайте места диаволу.
28 Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся.
29 Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.
30 И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления.
31 Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас;
32 но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим рассуждение апостола о христианской жизни. Он призывает учеников не лгать, не красть, не допускать раздражения и ярости... и это всё несомненно очень верно, но в его словах не меньшую роль играют добрые дела, которые должны занять место грехов. Место в душе не может быть пустым, мы всё время совершаем те или иные действия... добрые или злые. Многие люди, стремящиеся вести христианскую жизнь начинают с того, что кажется очевидным: они стараются не грешить. Раньше я сквернословил, а теперь нет, был очень гневливым, но теперь стараюсь бороться. Кажется, всё верно, но часто совершается одна ошибка, люди думают, что главное — очиститься от грехов, ведь именно за них Бог их накажет. Не понимая, что и грехи, и добродетели опасны или ценны не сами по себе. Они лишь выражают состояние нашей души. Грехи — болезни и проблемы, а добродетели — присутствие здоровых сил. Грехи делом, от которых мы обычно стараемся избавиться в первую очередь довольно очевидны. Но есть грехи не от дела, а от его отсутствия. Ты можешь не делать зла, но делаешь ли ты добро?
Эта двойственность наших поступков очень хорошо слышна в сегодняшних словах апостола, ведь отказ от греха, по его словам, сразу предполагает доброе.
Отвергнув ложь — говорите друг другу истину. Кажется, если перестанешь обманывать — автоматически начнешь говорить правду. Но это не так. Есть довольно много ситуаций, в которых мы можем промолчать и это не будет, ни правдой, ни ложью. Апостол же говорит, что как члены одной церкви, как братья и сестры мы должны стремиться к искренним и глубоким отношениям. Ибо где как не в Церкви торжествовать правде.
Может показаться, что, когда апостол говорит о гневе, он не предлагает никакого положительного решения. Однако с гневом всё не так просто. Апостол пишет: «Гневаясь не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем». Не проще ли сказать: «Не гневайтесь?», — скажет кто-нибудь, зачем такая сложная конструкция? Но апостол знает, что имеет в виду, ведь гнев может быть разным. Именно поэтому, присмотревшись к его словам, мы поймем, что он не столько против гнева, сколько против греховного гнева, связанного со злостью, агрессией и враждой. Причина праведного гнева — в желании правды, в то время как причина неправедного — в отсутствии любви, которое стремлением к правде только прикрывается. Прекрасно понимая, что грань очень тонка, апостол ставит границы любому гневу, поэтому, каким бы он ни был, он не должен быть долгим и люди должны мириться до захода солнца. Если же дать себе волю, гнев станет основой обиды и разделения, к чему и стремится лукавый. Бог соединяет, а он противопоставляет. Сделать это через гнев греховный или праведный — ему всё равно, главное, чтобы между людьми была вражда.
Итак, какие бы призывы апостола мы ни взяли: не воровать, не сквернословить, не кощунствовать, не позволять себе ярость и всякую злобу, им всегда будет противопоставлено не просто отсутствие чего-то, но активное присутствие добродетели: милостыни, назидания, сострадания и прощения. Зло, очевидно, необходимо искоренить из своего сердца, но вместе с тем его необходимо наполнить добром.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия