
Еф., 220 зач., II, 11-13.
Глава 2.
11 Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками,
12 что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире.
13 А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Конечно, нам сегодня, по прошествии без малого двух тысяч лет, довольно сложно представить остроту полемики между христианами из иудеев и христианами из язычников. Сложно нам и проникнуть в детали этой полемики. У нас есть лишь косвенные данные, главным образом они содержатся в апостольских посланиях.
Из текста сегодняшнего отрывка можно сделать вывод, что он написан также в рамах этой полемики. Можно предположить, что христиане из язычников ощущали себя внутри христианской общины людьми «второго сорта». Именно им и адресованы слова апостола Павла. Апостол не спорит с тем, что когда-то эти люди были вне истинного богопочитания, они не принадлежали к народу Израиля, они не были людьми Ветхого Завета, но теперь все изменилось: они вошли в это сообщество, приобщившись Крови Христа Спасителя, в Нем они обрели полноту веры и надежды, они перестали чем бы то ни было отличаться от христиан из иудеев. Об этом апостол Павел писал в разных посланиях, к примеру, в его Послании к Галатам есть знаменитые и очень яркие слова: «Нет уже Иудея, ни язычника; ни раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). В сегодняшнем отрывке апостол озвучивает ту же самую мысль.
Казалось бы, здесь все очевидно: Христос устранил преграду не только между Богом и человеком, но и между людьми различных национальностей и культур. Во Христе мы все едины, в этой ситуации гордиться собственным происхождением, или же, напротив, стыдиться его — попросту глупо, что за гордостью по этому поводу, что за стыдом стоит одинаковое непонимание того, что совершил Христос. Для борьбы с этим непониманием Церковь регулярно обращает наше внимание на слова апостола Павла. В словах апостола помимо собственно мотива единства важно еще и то, каким образом это единство достигается. Он ничего не пишет об умении договариваться, об умении слушать чужую позицию, он не говорит о каких-либо уступках и никак не упоминает дипломатию. Объединение и устранение границ происходит через Христа, через Его Кровь, через Его Жертву и через участие в этой Жертве, то есть через причащение Святых Христовых Тайн.
Святитель Феофан Затворник так прокомментировал нынешний отрывок апостольского послания: «кровь Христова, пресекшая значение ветхозаветных учреждений, разорила и стену разделения иудеев и язычников. И как она же стала новозаветным учреждением во спасение, то стала и центром единения для всех, вступающих в сей новооткрытый путь спасения». Литургия во время которой совершается центральное таинство Церкви — Евхаристия — не просто так называется «общее дело». В литургии можно участвовать только в том случае, если человек, взирая на образ Христа Спасителя, найдет в себе силы к прощению тех, кто в чем-то перед ним виноват, и если он сам получит прощение от Бога и людей. Именно так устроен путь разрушение преград: сначала волевое усилие по прощению согрешений, а дальше начинает действовать Сам Христос, заканчивая и утверждая то, что начал делать человек.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема