Послание к Ефесянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Ефесянам святого апостола Павла

* Поделиться

Еф., 220 зач., II, 11-13.

Глава 2.

11 Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, 

12 что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире.

13 А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Конечно, нам сегодня, по прошествии без малого двух тысяч лет, довольно сложно представить остроту полемики между христианами из иудеев и христианами из язычников. Сложно нам и проникнуть в детали этой полемики. У нас есть лишь косвенные данные, главным образом они содержатся в апостольских посланиях.

Из текста сегодняшнего отрывка можно сделать вывод, что он написан также в рамах этой полемики. Можно предположить, что христиане из язычников ощущали себя внутри христианской общины людьми «второго сорта». Именно им и адресованы слова апостола Павла. Апостол не спорит с тем, что когда-то эти люди были вне истинного богопочитания, они не принадлежали к народу Израиля, они не были людьми Ветхого Завета, но теперь все изменилось: они вошли в это сообщество, приобщившись Крови Христа Спасителя, в Нем они обрели полноту веры и надежды, они перестали чем бы то ни было отличаться от христиан из иудеев. Об этом апостол Павел писал в разных посланиях, к примеру, в его Послании к Галатам есть знаменитые и очень яркие слова: «Нет уже Иудея, ни язычника; ни раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). В сегодняшнем отрывке апостол озвучивает ту же самую мысль.

Казалось бы, здесь все очевидно: Христос устранил преграду не только между Богом и человеком, но и между людьми различных национальностей и культур. Во Христе мы все едины, в этой ситуации гордиться собственным происхождением, или же, напротив, стыдиться его — попросту глупо, что за гордостью по этому поводу, что за стыдом стоит одинаковое непонимание того, что совершил Христос. Для борьбы с этим непониманием Церковь регулярно обращает наше внимание на слова апостола Павла. В словах апостола помимо собственно мотива единства важно еще и то, каким образом это единство достигается. Он ничего не пишет об умении договариваться, об умении слушать чужую позицию, он не говорит о каких-либо уступках и никак не упоминает дипломатию. Объединение и устранение границ происходит через Христа, через Его Кровь, через Его Жертву и через участие в этой Жертве, то есть через причащение Святых Христовых Тайн.

Святитель Феофан Затворник так прокомментировал нынешний отрывок апостольского послания: «кровь Христова, пресекшая значение ветхозаветных учреждений, разорила и стену разделения иудеев и язычников. И как она же стала новозаветным учреждением во спасение, то стала и центром единения для всех, вступающих в сей новооткрытый путь спасения». Литургия во время которой совершается центральное таинство Церкви — Евхаристия — не просто так называется «общее дело». В литургии можно участвовать только в том случае, если человек, взирая на образ Христа Спасителя, найдет в себе силы к прощению тех, кто в чем-то перед ним виноват, и если он сам получит прощение от Бога и людей. Именно так устроен путь разрушение преград: сначала волевое усилие по прощению согрешений, а дальше начинает действовать Сам Христос, заканчивая и утверждая то, что начал делать человек.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем