
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Еф., 233 зач., VI, 10-17.
Глава 6.
10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.
11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,
12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.
13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять.
14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
15 и обув ноги в готовность благовествовать мир;
16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке, мы встречаем две важные мысли, значимые для всякого, кто считает себя последователем Иисуса Христа.
Во-первых, апостол Павел сравнивает христианина с воином. Как любой солдат должен иметь необходимую для выполнения боевых задач экипировку, так ее должен иметь и ученик Спасителя. Однако речь идет не о вполне привычных воинских атрибутах защиты и нападения. Апостол говорит о духовных качествах, которые должен приобрести человек. Его поясом, портупеей, должна стать любовь к истине; броней — праведный образ жизни; обувью — готовность своим поведением свидетельствовать о Евангелии; щитом — вера в Бога, доверие Ему; шлемом — желание спасти свою душу для вечности; наконец, мечом — слово Божие, то есть, благодать, которая будет жить в его сердце. Такие сравнения далеко не случайны. Жизнь настоящего солдата связана с постоянным дискомфортом. Ему приходится жертвовать собой, своим удобством, пренебрегать личными желаниями и интересами ради исполнения долга. Точно в таком же состоянии находится и тот, кто действительно старается следовать евангельским заповедям. Ведь суть подлинного христианства сводится к одному — это отказ от себя ради ближнего. Способность и навык отдавать то, что для тебя дорого и ценно.
Вторая важная мысль, которая содержится в прозвучавшем отрывке, — мысль о том, что та война, которую должен вести последователь Христа, это не война против плоти и крови, то есть, не война против людей. В первую очередь это война против духов злобы. Это, конечно, не означает, что Павел призывает нас к занятию разного рода экзорцизмами. Он хочет сказать о том, что порой у верующего человека появляется огромный соблазн доказывать себе самому и демонстрировать окружающим свою веру, вступая в конфликт людьми, назначая их на роль врагов Истины. Почему так происходит? Так уж устроен человек. Выполняя какое-то механическое действие, видя его результат, получая внешнюю поддержку и одобрение, мы испытываем внутреннее удовлетворение. И часто это удовлетворение ошибочно считаем наградой от Бога за проделанную работу. Именно поэтому воины со всей Европы с таким воодушевлением шли в печально известные Крестовые походы, а инквизиторы с таким остервенением преследовали инакомыслящих. Однако, по словам апостола Павла, в духовной жизни должно быть все устроено иначе. Вся наша энергия должна быть направлена на борьбу с самим собой и на развитие в первую очередь у себя самого определенных качеств. Да, такая работа очень тяжелая, так как эффект от нее заметен не сразу, и она совершенно неприметна для окружающих. Но потому она и называется подвигом, так как требует намного больше героизма и мужества, чем открытое противостояние людям. А потому будем стараться именно подобным образом организовать свою жизнь. И пусть она будет скрыта от посторонних глаз и совершаться вопреки всему. Главное, чтобы о ней знал Бог.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема