
Неисповедимы пути Господни! Это библейское выражение означает непредсказуемость течения жизни: только Господь знает Свой замысел о каждом из нас. Необычная история москвички, о которой я прочитала в журнале «Фома», подтверждает эту мудрость.
Сразу после школы Ирина Афонина пришла работать в Министерство внутренних дел: сначала трудилась в картотеке, затем получила профессию военного юриста и офицерское звание. До выхода на пенсию вся её жизнь подчинялась присяге.
Квартира, семья, ребёнок — в жизни нашей героини всё шло своим чередом. Сегодня, оглядываясь назад, сестра милосердия Ирина Афонина понимает, что в ту пору испытывала равнодушие к окружающим: так уставала от общения с людьми по долгу службы, что постоянно хотела уединения! «Мне была чужда ключевая христианская установка „возлюби ближнего своего“, — признаётся она. — Да и не выпадало возможности проявить лучшие качества, кому-то помочь. Думаю, меня не волновали чужие проблемы, потому что я их не замечала».
Ирина хорошо знала, что офицеры уходят на пенсию по выслуге лет, но сама в 50-летнем возрасте оказалась к этому не готова. Кому она теперь нужна? И чем себя занять? — на подобные вопросы пенсионерка не находила ответов. По праздникам она посещала храм, где и увидела объявление о патронажных курсах младших медицинских сестер. Подумала: «Я даже давление измерять не умею, а вдруг придётся ухаживать за родными?» — прошла собеседование и получила благословение на обучение.
Занятия продолжались восемь месяцев. Ирина изучила сестринское дело и десмургию (этот раздел медицины посвящён технике наложения на раны повязок и шин), прослушала лекции о духовной составляющей служения, прошла практику по уходу за лежачими больными — и начала трудиться по новой специальности.
Большинство её подопечных — престарелые, в том числе неизлечимо больные, но есть и более молодые люди. Например, Ирина помогает ухаживать за 49-летним мужчиной, парализованным после инсульта, и парнем двадцати пяти лет, который после аварии стал инвалидом. Самое трудное в этом деле, по её словам, — найти с пациентом общий язык, наладить доверительные отношения. «Будучи добровольцем, можно прийти к человеку, быстро сделать необходимую работу и уйти, — рассказывает Афонина. — Но мы, сёстры милосердия, распределяем процедуры на весь день, чтобы больной даже вечером не оставался один».
Ежедневно в православную службу помощи «Милосердие» поступают обращения москвичей: для ухода за тяжелобольным или немощным человеком нужна сестра милосердия. Как правило, просят поддержки люди, у которых нет средств на платную сиделку. «За годы работы сестрой милосердия я почувствовала себя счастливой, то есть нужной людям», — говорит Ирина.
Эта женщина в зрелом возрасте кардинально изменилась: стала подвижницей, чтобы приносить пользу окружающим. Можно сказать, в её жизни наступила пора милосердия. Я очень рада за Ирину Афонину и её подопечных!
Все выпуски программы Живут такие люди
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.