Представим себе такую ситуацию. Воскресное утро. Мы приходим в храм на Литургию. Какие действия мы совершаем? Правильно. Покупаем свечи, а еще подаем поминальные записки о здравии и упокоении. В них мы указываем имена наших родственников, знакомых – всех тех, за кого мы хотели бы особенным образом помолиться.
Традиция поминальных записок живет в нашей Церкви веками. Периодически археологи обнаруживают поминальные церковные записи, которые относятся еще к домонгольскому периоду, то есть к 12 веку.
Смысл поминальных записок заключается в следующем. Мы пишем имена тех людей, о которых хотим, чтобы Церковь вознесла молитвы Богу. Эти записки относятся в алтарь. Там священник их прочитывает, параллельно вынимая частицы, то есть маленькие кусочки, из особого церковного хлеба - просфоры.
Эти частицы в конце службы погружаются в потир - особую чашу для Литургии. Священник произносит при этом молитву: “отмый, Господи, грехи, проминавшихся зде...” Мы верим, что поминовение во время Литургии дорогих нам людей, живых или уже умерших, приносит их душам помощь от Бога, радость и свет.
Традиция подавать поминальные записки имеется во всех Православных Церквах. В Церквах славянской традиции этот обычай ничем не отличается от нашей практики. В Церквах греческих все обстоит несколько иначе.
Во-первых, отличается сам внешний вид записок. Греки обычно не пишут вверху поминального листка фразу о здравии или о упокоении. У них принято делать так. На записке о упокоении сверху рисуется крест. На заздравной вовсе нет никаких специальных обозначений.
Однако и заздравные поминовения имеют в Греции свою особенность, смысловую. В Греческой Церкви обычно приходы очень маленькие. Все друг друга там знают. И священник знает всех своих прихожан, потому поминает их часто без каких-либо записок.
Если же записка о здравии все же подана, то рядом с именем обычно указывается причина для такого сугубого поминовения - болен ли человек, имеет какие-либо другие проблемы. В Греции принято также вместе с запиской подавать в алтарь просфору - уже упомянутый особый церковный хлеб. Просфоры можно купить или в церковной лавке, или даже в обычной булочной. После службы просфору можно забрать. На ней вы увидите след от вынутой частицы. Это значит, что ваша просьба о молитве была исполнена и священник попросил у Бога помощи для дорогих вам людей.
Традиция поминальных записок, существующая в Церкви, - еще и яркое свидетельство того, что в Православии до сих пор исполняется завет Христа: “Любите друг друга”. Ведь любовь – это когда желаешь человеку только хорошего и, помимо прочего, молишься о нем Богу.
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня мы говорили о традиции существования поминальных записок в России и других Поместных Церквах.
«Поработаю промоутером»
С утра пораньше жена попросила меня сходить на рынок за продуктами. Выглядываю в окно — на улице мрачновато, того и гляди пойдёт дождь. Надеваю куртку с капюшоном. По дороге вижу, как девушка-промоутер раздаёт флаеры — это такие рекламные листовки. Поблизости открылся новый магазинчик, и девушка пытается привлечь в него покупателей. На вид ей лет 18-19, скорее всего, студентка и решила подработать.
Листовку я сунул себе в карман и вошёл в здание рынка. Пока совершал покупки, на улице хлынул дождь. Девушка всё ещё стояла на том же месте и пыталась вручить рекламки прохожим. Зонта у неё не было. «Бедненькая, — подумал я, — вся ведь промокнет. И листовки надо раздать. Иначе не заплатят».
Закидываю рюкзак на плечо, подхожу к ней, и говорю: «Давайте я Вам помогу». Она застенчиво улыбается и соглашается. Дело у нас движется быстро, вскоре мы раздали все буклеты. Девушка благодарит меня, а я в свою очередь говорю спасибо ей. «Вы знаете, всегда хотел поработать промоутером. И наконец моя мечта осуществилась», — шучу я. Она смеётся в ответ. Мы оба промокли, но при этом радостные — девушка от того, что у неё появился помощник, а я — потому что помог ей.
Все выпуски программы Утро в прозе
24 апреля. О Христе как дарителе победы
В 21-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Коня приготовляют на день битвы, но победа — от Господа».
О Христе как дарителе победы, — протоиерей Константин Харитонов.
24 апреля. О грехе лжесвидетельства
В 21-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Лжесвидетель погибнет; а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда».
О грехе лжесвидетельства, — протоиерей Александр Щерба̜шин.