
Севак Мирабян
«Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них...».
Как же мне нравятся эти слова. Христос произнес их в Своей знаменитой Нагорной проповеди.
Да..., в отличие от полевых лилий, нам приходится и трудиться, и прясть и вся наша жизнь — сплошные заботы и решение задач по обустройству своего места под солнцем. Получается, что практически всегда, суета побеждает. Жизнь как будто идёт мимо.
Слова Христа учат меня быть здесь и сейчас. Ведь Его земная жизнь была полностью посвящена людям и служению, однако, Он не забывал, делать паузу, любоваться полевыми лилиями и благодарить Отца Небесного. Скажу откровенно: именно эти слова — лучшее из всего, что помогает на время сбросить оковы суеты и тревоги.
Мне приходится довольно много ездить. Часто останавливаюсь, выхожу из машины и иду по полю, лесу. Благодарю Бога, вспоминая лилии Христа.
Проходит время, дела и заботы сменяют друг друга, но воспоминания о благодатных паузах, проведенных с Богом, остаются навсегда. Они подобно крупицам в раковине времени, образуют жемчуг смыслов, питающих тебя в засушливых буднях хлопот, когда ты бредешь в тумане рутины.
Господи, благодарю Тебя, что даёшь мне испытать радость жизни, здесь и сейчас.
Автор: Севак Мирабян
Все выпуски программы Частное мнение
«Вера и дело». Ирина Бакрадзе

Гостьей рубрики «Вера и дело» была кандидат экономических наук, преподаватель, руководитель благотворительного фонда «Подсолнух» Ирина Бакрадзе.
В преддверии четвертого Всероссийского съезда пациентов с врожденными нарушениями иммунитета мы говорили, как таким людям помогает фонд «Подсолнух», а также говорили с нашей гостьей о том, как в ее жизни объединились экономика, бизнес и благотворительность и какое влияние на все сферы ее деятельности оказывает вера.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело
Псалом 41. Богослужебные чтения

Задумывались ли вы, друзья, о том, может ли человека охватить сильнейшая ностальгия, когда он находится... у себя на родине? Давайте послушаем 41-й псалом, который читается сегодня в храмах за богослужением, и затем поразмышляем на эту тему.
Псалом 41.
1 Начальнику хора. Учение.
Сынов Кореевых.
2 Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!
3 Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лицо Божие!
4 Слёзы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: «где Бог твой?»
5 Вспоминая об этом, изливаю душу мою, потому что я ходил в многолюдстве, вступал с ними в дом Божий со гласом радости и славословия празднующего сонма.
6 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду ещё славить Его, Спасителя моего и Бога моего.
7 Унывает во мне душа моя; посему я воспоминаю о Тебе с земли Иорданской, с Ермона, с горы Цоар.
8 Бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих; все воды Твои и волны Твои прошли надо мною.
9 Днём явит Господь милость Свою, и ночью песнь Ему у меня, молитва к Богу жизни моей.
10 Скажу Богу, заступнику моему: для чего Ты забыл меня? Для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?
11 Как бы поражая кости мои, ругаются надо мною враги мои, когда говорят мне всякий день: «где Бог твой?»
12 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду ещё славить Его, Спасителя моего и Бога моего.
Как мы слышали, душу Давида охватывает сильнейшая тоска — очень похожая на то, что сегодня называется «ностальгией» — только не по родной земле, а по отечеству Небесному, точнее — по Богу. В этом псалме очень образно, тонко и красиво описан плач души по Богу — причём именно слово «ностальгия» лучше всего подойдёт для «резюмирования» псалма, если только внимательно всмотреться в само слово.
Понятие «ностальгия» восходит к новообразованному слову в латинском nostalgia, которую в конце XVII века ввёл в оборот швейцарский врач Иоганн Хофер. Он соединил два греческих корня: νόστος — «возвращение на родину», «возвращение домой», и ἀλγία от ἄλγος — «боль», «страдание».
Буквальный смысл «ностальгии» — это «боль (тоска) по возвращению домой». Первоначально этот термин использовался для обозначения болезненного, мучительного чувства разлуки с родными местами у солдат — которое сразу же исчезало, когда они возвращались к себе домой. Со временем значение расширилось до общего чувства грусти и светлой печали по чему-то утраченному.
41-й псалом с высокой художественной достоверностью показывает, что душа Давида скучает, тоскует не по чему-то абстрактному, воображаемому, гипотетическому — а по совершенно конкретному: у него уже был опыт такой близости к Богу, утрата которого для души становится источником ностальгии. Ровно так же, как ностальгия по родине невозможна без опыта жизни дома. И это — очень важное доказательство того, что «запрос» человеческой души, адресованный к Богу, — это не запрос в «холодный вакуум Вселенной»: на какой-то глубине душа понимает, к Кому именно она устремлена, Кто Единственный в состоянии полностью её удовлетворить, вдохновить, утешить.
Именно этот псалом очень полезно читать в ситуации, когда душу пытается охватить... саможаление — корень всех зол и страстей. Начинающийся процесс тоскования, если не направить ввысь, к Богу, легко может превратиться во всепожирающую воронку, в которой так легко «залипнуть» на себе самом — и бесконечно долго находиться в таком «сладостно-горьком» ностальгировании — только саморазрушительном.
Так что, друзья, когда подкатывает непонятно откуда взявшаяся грусть — извлекаем из недр памяти 41-й псалом, читаем его снова и снова — пока в сердце не вернётся потерянная теплота от осознания того, насколько близок к нам наш Бог и Спаситель!
Псалом 41. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 41. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 41. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Учение. Сынов Кореевых.
2 Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!
3 Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!
4 Слезы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: "где Бог твой?"
5 Вспоминая об этом, изливаю душу мою, потому что я ходил в многолюдстве, вступал с ними в дом Божий со гласом радости и славословия празднующего сонма.
6 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего.
7 Унывает во мне душа моя; посему я воспоминаю о Тебе с земли Иорданской, с Ермона, с горы Цоар.
8 Бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих; все воды Твои и волны Твои прошли надо мною.
9 Днем явит Господь милость Свою, и ночью песнь Ему у меня, молитва к Богу жизни моей.
10 Скажу Богу, заступнику моему: для чего Ты забыл меня? Для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?
11 Как бы поражая кости мои, ругаются надо мною враги мои, когда говорят мне всякий день: "где Бог твой?"
12 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего.