— Каждое воскресенье идёт дождь. По воскресеньям я освобождаюсь в час. И куда я могу пойти? Что, в кино? В кино мне скучно...Посмотрите на него! Надо было бы его переехать! Кидаются под машину, а ты и не подозреваешь! Смотрите-ка! Льёт как из ведра! Это безнадёжно. Каждое воскресенье идёт дождь.
В этом странном и сбивчивом монологе римского шофёра из классического фильма Витторио Де Сика «Похитители велосипедов», словно подслушанном на улице — вся неустроенность послевоенной итальянской действительности. Образ Рима, созданный режиссёром — пожалуй, один из наиболее мрачных в мировом кинематографе. Это негостеприимный, нищий, холодный и дождливый город, где каждый думает только о себе, где не звучат шутки и смех и не видно красивых лиц.
Главный герой картины, Антонио Риччи, рабочий с печальными глазами и интеллигентным лицом — такая же жертва города и эпохи, как и другие люди его поколения и класса. Он не мечтает вырваться из этой жизни и тем более изменить мир. Его единственное желание — прокормить семью. В самом начале фильма Риччи получает работу расклейщика афиш, что делает его настоящим героем в глазах жены и маленького сына. Но счастье длится недолго: в первый же день какой-то парень угоняет у Антонио его велосипед, без которого продолжать работу нельзя. Вместе со своим сыном Бруно рабочий отправляется на поиски вора. Он буквально одержим мыслями о велосипеде, ведь для него это не просто средство передвижения, а единственная возможность выжить.
— Если подумать — что, будь у меня велосипед, я бы столько денег мог заработать! Мы бы зажили тогда! Я подсчитал, сейчас покажу. Двенадцать тысяч лир в месяц для начала. На, напиши это. Двенадцать тысяч лир...две тысячи за сверхурочные плюс паёк на семью, который составляет около восьмисот в день...тридцать раз по восемьсот...это...Сложи всё это. Кто может желать большего?! И я всё это потерял. После первого же дня работы. Я не хочу терять это. Видишь, почему я должен найти велосипед?
Чтобы подбодрить сына и показать, что ещё способен позаботиться о нём, Антонио на последние деньги ведёт мальчика в кафе, где обедают богатые люди. Риччи надеется расслабиться, но продолжает думать и говорить только о велосипеде и заставляет ребёнка подсчитывать деньги, которых семья лишилась из-за вора. Витторио Де Сика показывает нам всю убогость и ограниченность жизни, сосредоточенной вокруг денег и вещей, но одновременно обращает наше внимание на минуты радости и любви, без которых не обходятся даже самые унылые будни. У Антонио невероятно нежные и глубокие отношения с женой и ребёнком, а ещё у него есть верный друг, который помогает ему в поисках велосипеда и искренне сочувствует его горю. На протяжении фильма герой и его сын ссорятся всего один раз, и тут же мирятся. Вдвоём они проходят через все испытания и неудачи, и в финале возвращаются домой — плача и крепко держась за руки. Глядя на них, начинаешь верить, что завтрашний день у всех будет лучше, чем сегодняшний.
Все роли в картине исполняют непрофессиональные актёры, но их игра завораживает и трогает до глубины души. Глядя в огромные глаза мальчика, мы понимаем, сколько светлого в этих людях. Им нужно только знать, что они кому-то нужны, что кто-то в них верит — и тогда свет засияет в полную силу.
Фильм «Похитители велосипедов» поднимает важные социальные проблемы своего времени, но не ограничивается только ими. Это вечная история о том, как сложно сохранить человечность в равнодушном мире, о нашей слабости и беспомощности, которые мы можем преодолеть только через сочувствие друг к другу.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница