
Илья Муромский
На втором курсе университета я сдавал экзамен по русской литературеXIX века. Один из самых сложных предметов на нашем факультете. Объём учебного материала для сдачи — колоссальный. Глядя на количество билетов, я не решался приступить к подготовке. И вот, до экзамена остался один день, а я так ничего толком и не прочитал.
Но паниковать не стал. Собрался и пошел в храм вымаливать у Бога хорошего экзаменатора, лёгкий билет и положительную оценку. В храме я молился всем святым. Подошел к каждой иконе, поставил свечи во все подсвечники. Надеялся молитвенным трудом компенсировать отсутствие должной подготовки.
Настал решающий день. Экзамен принимали три преподавателя. Два строгих и один —аспирант, который охотно всем ставил отличные оценки, а тех, кто не знал ничего, вытягивал на «тройки». Именно к нему я хотел попасть.
Взял билет. Там были два вопроса: «Поэма "Мцыри" Михаила Юрьевича Лермонтова» и «Поэтика басен Ивана Андреевича Крылова».
Набросав на листочке некое подобие ответов, я стал ждать своей очереди. Сидел и молился, чтобы попасть к нужному экзаменатору. Аспирант аттестовал очередную студентку и вдруг... встал из-за стола и куда-то вышел. Внутри у меня всё похолодело, я закашлялся от волнения.
Прошло пять минут, десять, двадцать. Тридцать минут, сорок. Одна из студенток встала из-за стола строгой преподавательницы, и та подозвала меня к себе. Я сказал себе: «Смотри, сейчас ты сядешь отвечать, и войдёт твой долгожданный аспирант». Так оно и получилось. Только я пододвинул стул и сел перед экзаменатором, как открылась дверь, и в аудиторию зашёл добрый аспирант.
Предмет я тогда не сдал. По дороге домой мысленно спрашивал у Бога: «Ну, как же так? Я ведь столько тебе молился. Так долго просил! У меня был шанс сдать. Зачем ты меня обрекаешь на переэкзаменовку?»
И тут я обратился к себе: «А может стоило взять и нормально подготовиться, выучить предмет?».
Христианский богослов, святой Иоанн Лествичник как-то сказал: «Ленивые, когда видят, что им назначают тяжкие дела, тогда покушаются предпочитать им молитву».
Прожив эту ситуацию, я понял, что Господь ждет от человека трудолюбия, а не лености и стремления получить желаемое просто так. Молитва не компенсирует и не заменяет выполнение обязательств. Не подкреплённая трудом она рискует превратиться в торг и кощунство. Поэтому часто жизнь нас отправляет на переэкзаменовку для исправления своих ошибок и закрепления материала.
Автор: Илья Муромский
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 100. Богослужебные чтения

Тот, кто оставался в храме до самого окончания вечернего богослужения, сразу же узнает слова из 100-го псалма — который включён в последование 1-го часа — который читается в конце службы. Давайте послушаем — и затем поразмышляем над его смыслами.
Псалом 100.
1 Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь.
2 Буду размышлять о пути непорочном: «когда ты придёшь ко мне?» Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего.
3 Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне.
4 Сердце развращённое будет удалено от меня; злого я не буду знать.
5 Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю.
6 Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне.
7 Не будет жить в доме моём поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими.
8 С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие.
Перед нами — не просто «хвалебный псалом», но скорее... манифест правителя, царя. Обратим внимание на его основные положения.
Первое — Давид заявляет о своей решимости воспевать Бога одновременно и за милость (חֶסֶד, хесед) и за суд (מִשְׁפָּט, мишпáт). Эти два аспекта божественного правления — милосердие и справедливость — служат основанием благочестия и государственного управления.
Второе — он декларирует приоритет «духовного» над «материальным»: его заботит прежде всего вопрос, когда же Бог его посетит Своей Милостью — а только уже потом вопросы финансового, политического и любого иного благополучия.
Третье — он обещает Богу быть праведным и благочестивым не только «на публике», но и дома, в кругу семьи — тем самым не допуская никакого лицемерия и «двойственности» в поведении: «Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего».
Четвёртое — каким бы соблазнительным, манящим ни было переступание закона, то есть «беззаконие» — Давид обещает Богу даже не пытаться посмотреть в эту сторону.
Пятое — «Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю». Другими словами, Давид отказывается обращаться к «шептунам», «наушникам», «сплетникам» и любым другим «грязным» источникам информации — к которым чаще всего и прибегают государственные деятели.
Шестое — для него, как царя, в приоритете не те, кто говорят «ласковые» и «льстивые» слова, приятные для слуха, а — «верные», те, которые «не лживы» по сути своей — и именно поэтому способны говорить прямо и правдиво, даже если для царя это и неприятно слышать.
И подытоживается этот манифест главной целью, к которой и устремлён Давид: превратить Иерусалим в «град Господень», святое место, где не было бы типичных для любых царских мест пороков и страстей.
Не знаю, как вам — но по мне — очень вдохновляющая декларация намерений, более чем актуальная и для современных руководителей, и вообще для всех нас, не правда ли?..
Псалом 100. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 100. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 100. На струнах Псалтири
1 Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь.
2 Буду размышлять о пути непорочном: "когда ты придешь ко мне?" Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего.
3 Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне.
4 Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать.
5 Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю.
6 Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне.
7 Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими.
8 С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие.
«Первая седина»

Фото: Tom Van Dyck / Pexels
Сегодня утром я умылся и, как обычно, бросил быстрый взгляд в зеркало. И впервые заметил у себя седину. Надо же, а ведь мне ещё и сорока нет! А спустя какой-то час я шёл на работу и обратил внимание на первые жёлтые пряди в зелёных кронах берёз. Что ж! — подумал я, — это нормально, это течёт наше земное время. Желтеют к осени деревья, а у меня появилась седина... Но нет в том никакой печали, ведь всё в Божьем мире устроено премудро. Снова зазеленеют будущей весной берёзки, а человек, пройдя свой земной путь, воскреснет для жизни вечной. Ведь именно к этому мы и готовимся, именно для жизни со Христом в вечности стараемся мы жить по заповедям Божьим...
А есть ли у меня седина или нет — не имеет никакого значения...
Я шёл, размышляя таким образом, и на душе было спокойно и светло.
Текст Натальи Разувакиной читает Илья Крутояров.
Все выпуски программы Утро в прозе