![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/Tanja-Krahmaljova-Moi-druzja-1-1.jpg)
Семилетняя Таня Крахмалёва из Липецка — начинающая спортсменка. Она занимается паратеннисом. Это обычный теннис, только адаптированный для людей с инвалидностью — во время игры спортсмены передвигаются на специальных колясках.
У девочки редкое заболевание, из-за которого нарушены координация и равновесие. Поэтому она не может ходить. «Когда Тане исполнился год, мы всей семьёй ждали её первых самостоятельных шагов, но этого так и не случилось...», — вспоминает мама. В два года ребёнку дали инвалидность. Надежда на то, что когда-нибудь девочка встанет ноги и пойдёт сама, была небольшая. Но родители крепко за неё ухватились. И сегодня, благодаря их стараниям и вопреки всем обстоятельствам, Таня научилась стоять и даже делать несколько шагов.
Она очень активная и талантливая — помимо занятий спортом, девочка увлекается рисованием и даже участвует в региональном творческом проекте «Храм на кончике кисти». Он объединяет учеников художественных школ, в том числе детей с инвалидностью. Вместе они знакомятся с искусством храмовой живописи и архитектурой Липецкой области. Ещё Тане нравится читать книги, она много чего знает и может рассказать.
Родители девочки создают возможности для её всестороннего развития. Они хотят, чтобы жизнь их дочери, как можно меньше отличалась от жизни обычного ребёнка. А ещё семья искренне верит, что когда-нибудь Таня сможет передвигаться без инвалидной коляски. И для этого регулярно возят её на реабилитации. Сейчас девочке нужен новый курс. Но оплатить его они не в силах.
Узнать больше о Тане Крахмалёвой и поддержать её вы можете на сайте фонда «Мои друзья», набрав в поисковой строке: моидрузья.орг
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Мальчик Паша. Светлана Бакулина
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2023/11/chastnoe-mnenie_16h9.jpg)
Есть у меня при одном монастыре такое послушание — проводить экскурсии. К нам регулярно приезжают группы туристов, в том числе и дети. Обычно общение как со взрослыми, так и с ребятами складываются достаточно легко и время пролетает незаметно. Но случилась в моей практике и весьма трудная экскурсия.
К нам приехали школьники, класс 6-8-ой. В группе был один мальчик, Паша, который всю экскурсию старался меня перебивать, комментировал каждое предложение. Хоть внешне я и была непоколебима, реагировала спокойно, внутри я была сильно напряжена.
Начинала я рассказ о том, как в советские годы двухсотлетний храм на территории монастыря захватили и превратили в складское помещение, а мальчик уже кричит из толпы: «И правильно сделали!»
— Паша, прекрати! — покраснев от стыда старалась одернуть его учительница.
Но Паша останавливаться не собирался. На протяжении всей экскурсии он всячески привлекал к себе внимание: спорил, ругался, выражал несогласие со всем, что слышал. К моему удивлению, реакция остальных детей была спокойная. Они будто не замечали его, и с интересом продолжали слушать рассказ.
А вот моя концентрация внимания постепенно стала снижаться. Внутри накопилось раздражение. В какой-то момент голос мальчика стало слышно громче моего. Я приготовилась сделать ему замечание, хотела отчитать мальчишку за такое неуважительное поведение. Но вместо этого я ... вдруг замолчала. Посмотрела ему в глаза. Паша тоже замолчал. Повисла тишина...
В тот момент я вспомнила, как однажды в диалоге со своим неверующим другом поспешила ответить грубостью на грубость. В итоге ругаться он так и не перестал, а на меня ещё и обиделся. Мир в моей душе был потерян. Пошла с этим на исповедь. Тогда священник дал мне совет: «Не спеши говорить! Всегда молись перед сложным разговором, каким-то делом или встречей. Ругаются на тебя, читай про себя "90 псалом". Ну, а если нет возможности прочитать, попроси хоть простыми словами: «Господи, расположи моё сердце к этому человеку и его ко мне. Помоги...»
Я продолжала молчать и смотрела на мальчика. Пыталась вспомнить слова молитвы, которые советовал священник, но сбивалась. Времени на долгую заминку в экскурсии у меня не было, и я стала простыми словами говорить про себя : «Господи, помоги мне подобрать правильное слово, не навредить этому мальчику и своей душе ...»
Сказав эти слова, я почувствовала, как что-то внутри во мне поменялось. Взгляд Павла мне уже не казался таким вызывающим, а поведение провокационным. После нескольких секунд молчания я сказала:
«Паша, я слышу все темы, которые ты затронул. Считаю, что они очень важны и серьезны. Предлагаю поговорить индивидуально по окончании экскурсии. Подходи ко мне с любым вопросом, а сейчас давай позволим ребятам спокойно посмотреть ещё одну локацию...»
В конце экскурсии мальчик действительно подошёл ко мне. Он задавал много вопросов. Не со всеми моими ответами он был согласен, но уже слушал и не перебивал. Был виден его интерес к теме. А заинтересованность — это уже конструктивность.
Первостепенно в той ситуации было не поведение мальчика, а сохранение мира в душах обоих. Было важно подумать, что я как профессионал, как взрослый человек, в конце концов как православный человек могу дать ему. Знание, внимание, поддержку и, хотя бы небольшой пример христианской любви к другому непохожему на тебя человеку.
Ведь очень легко выполнять свою работу, когда все тебя слушают и никто не мешает, а продолжать делать её с такой же лёгкостью и любовью, когда всё не так как ты привык — это уже навык, который нужно обрести. Но теперь я знаю точно, что с Богом и молитвой это человеку под силу.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
28 июня. О подвигах Благоверного князя Лазаря Сербского
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2023/02/Aktualnaja-tema-edited-1024x576.jpg)
Сегодня 28 июня. День памяти Благоверного князя Лазаря Сербского, жившего в XIV веке.
О его подвигах, — священник Августин Соколовски.
28 июня. О многословии
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2023/02/Aktualnaja-tema-edited.jpg)
В 5-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого».
О многословии, — священник Роман Мохорт.