
Сергей Комаров
Поспорили недавно с одним церковным знакомым о русской художественной литературе. Зачем ее читать? — недоумевал мой приятель. Ведь есть святые отцы. Верующему нужно святых отцов изучать. А в светской литературе — одни страсти.
Я не соглашался и приводил свои доводы.
Классику нужно читать, чтобы быть умнее и добрее. Чтобы знать, что такое русская культура и кто такой русский человек. Каков был его духовный поиск на протяжении веков. Что в нем лучшее, каковы его высшие проявления, устремления и порывы его души.
Наша классика — это мировая литература, ради которой иностранцы специально учат русский, чтобы ее прочитать.
Эта литература учит думать, понимать жизнь, воспитывает нравственно и эстетически. Учит понимать язык образов, художественную красоту. Погружает во внутренний мир человека с тончайшими настройками его сердца. Готовит к восприятию литературы духовной. «Не духовное прежде, а душевное, потом духовное» — пишет апостол Павел.
Жить учит. Любить, прощать, понимать, жалеть.
— А как же Толстой? — перебил меня приятель. — Ведь еретик же, и против Церкви боролся!
— Толстой — ответил я — огромная глыба в русской литературе и жизни, чтобы от неё отречься со словами «еретик». Все сложнее. И религиозная трагедия Толстого разыгралась в последний период его жизни. До этого он написал много прекрасного. Например, что еретического в романе «Война и мир»?
Вернулся я после спора домой. И продолжал думать на тему.
Мне кажется, не должен церковный человек становиться похожим на халифа Умара, который в 641 году дал повеление сжечь Александрийскую библиотеку, сказав при этом: «Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны. Если же в них говорится что-нибудь другое, то они вредны».
Любовь к святым отцам не обязательно должна мешать любви к хорошей светской литературе, тем более русской классике. Исходит она из Евангелия и во многом представляет расширенное толкование его. Русский золотой век литературы — глубоко христианское чтение. Все наши писатели — богоискатели. Даже если Бога потеряли или не нашли.
Некоторые великие русские святые прекрасно знали светскую литературу и были знакомы с ее авторами. Свт. Игнатий (Брянчанинов), свт. Феофан (Затворник), оптинские старцы.
А еще подумалось, что мы с детства слишком привыкли к утверждению высоты и уникальности русской классической литературы, — так, что истина эта стала для нас давно избитою, не требующей доказательств и особых размышлений. Этот ярлык, хоть и правильный по внешности, порой мешает воспринимать нашу литературу как живое явление, вечно актуальное для русской жизни.
Пользуясь со школьных лет шаблонами, мы плохо сознаём своеобразие отечественной словесности — просто потому, что не читаем, потому, что отправили эти тексты на почетное место в музей. А иные даже на костер, как «еретическое».
Нет, русский «золотой» и «серебряный» век — подарок Божий нам. И неразумно было бы этим подарком пренебречь.
Автор: Сергей Комаров
Все выпуски программы Частное мнение
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема