
Сергей Комаров
Поспорили недавно с одним церковным знакомым о русской художественной литературе. Зачем ее читать? — недоумевал мой приятель. Ведь есть святые отцы. Верующему нужно святых отцов изучать. А в светской литературе — одни страсти.
Я не соглашался и приводил свои доводы.
Классику нужно читать, чтобы быть умнее и добрее. Чтобы знать, что такое русская культура и кто такой русский человек. Каков был его духовный поиск на протяжении веков. Что в нем лучшее, каковы его высшие проявления, устремления и порывы его души.
Наша классика — это мировая литература, ради которой иностранцы специально учат русский, чтобы ее прочитать.
Эта литература учит думать, понимать жизнь, воспитывает нравственно и эстетически. Учит понимать язык образов, художественную красоту. Погружает во внутренний мир человека с тончайшими настройками его сердца. Готовит к восприятию литературы духовной. «Не духовное прежде, а душевное, потом духовное» — пишет апостол Павел.
Жить учит. Любить, прощать, понимать, жалеть.
— А как же Толстой? — перебил меня приятель. — Ведь еретик же, и против Церкви боролся!
— Толстой — ответил я — огромная глыба в русской литературе и жизни, чтобы от неё отречься со словами «еретик». Все сложнее. И религиозная трагедия Толстого разыгралась в последний период его жизни. До этого он написал много прекрасного. Например, что еретического в романе «Война и мир»?
Вернулся я после спора домой. И продолжал думать на тему.
Мне кажется, не должен церковный человек становиться похожим на халифа Умара, который в 641 году дал повеление сжечь Александрийскую библиотеку, сказав при этом: «Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны. Если же в них говорится что-нибудь другое, то они вредны».
Любовь к святым отцам не обязательно должна мешать любви к хорошей светской литературе, тем более русской классике. Исходит она из Евангелия и во многом представляет расширенное толкование его. Русский золотой век литературы — глубоко христианское чтение. Все наши писатели — богоискатели. Даже если Бога потеряли или не нашли.
Некоторые великие русские святые прекрасно знали светскую литературу и были знакомы с ее авторами. Свт. Игнатий (Брянчанинов), свт. Феофан (Затворник), оптинские старцы.
А еще подумалось, что мы с детства слишком привыкли к утверждению высоты и уникальности русской классической литературы, — так, что истина эта стала для нас давно избитою, не требующей доказательств и особых размышлений. Этот ярлык, хоть и правильный по внешности, порой мешает воспринимать нашу литературу как живое явление, вечно актуальное для русской жизни.
Пользуясь со школьных лет шаблонами, мы плохо сознаём своеобразие отечественной словесности — просто потому, что не читаем, потому, что отправили эти тексты на почетное место в музей. А иные даже на костер, как «еретическое».
Нет, русский «золотой» и «серебряный» век — подарок Божий нам. И неразумно было бы этим подарком пренебречь.
Автор: Сергей Комаров
Все выпуски программы Частное мнение
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.