
Сергей Комаров
Поспорили недавно с одним церковным знакомым о русской художественной литературе. Зачем ее читать? — недоумевал мой приятель. Ведь есть святые отцы. Верующему нужно святых отцов изучать. А в светской литературе — одни страсти.
Я не соглашался и приводил свои доводы.
Классику нужно читать, чтобы быть умнее и добрее. Чтобы знать, что такое русская культура и кто такой русский человек. Каков был его духовный поиск на протяжении веков. Что в нем лучшее, каковы его высшие проявления, устремления и порывы его души.
Наша классика — это мировая литература, ради которой иностранцы специально учат русский, чтобы ее прочитать.
Эта литература учит думать, понимать жизнь, воспитывает нравственно и эстетически. Учит понимать язык образов, художественную красоту. Погружает во внутренний мир человека с тончайшими настройками его сердца. Готовит к восприятию литературы духовной. «Не духовное прежде, а душевное, потом духовное» — пишет апостол Павел.
Жить учит. Любить, прощать, понимать, жалеть.
— А как же Толстой? — перебил меня приятель. — Ведь еретик же, и против Церкви боролся!
— Толстой — ответил я — огромная глыба в русской литературе и жизни, чтобы от неё отречься со словами «еретик». Все сложнее. И религиозная трагедия Толстого разыгралась в последний период его жизни. До этого он написал много прекрасного. Например, что еретического в романе «Война и мир»?
Вернулся я после спора домой. И продолжал думать на тему.
Мне кажется, не должен церковный человек становиться похожим на халифа Умара, который в 641 году дал повеление сжечь Александрийскую библиотеку, сказав при этом: «Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны. Если же в них говорится что-нибудь другое, то они вредны».
Любовь к святым отцам не обязательно должна мешать любви к хорошей светской литературе, тем более русской классике. Исходит она из Евангелия и во многом представляет расширенное толкование его. Русский золотой век литературы — глубоко христианское чтение. Все наши писатели — богоискатели. Даже если Бога потеряли или не нашли.
Некоторые великие русские святые прекрасно знали светскую литературу и были знакомы с ее авторами. Свт. Игнатий (Брянчанинов), свт. Феофан (Затворник), оптинские старцы.
А еще подумалось, что мы с детства слишком привыкли к утверждению высоты и уникальности русской классической литературы, — так, что истина эта стала для нас давно избитою, не требующей доказательств и особых размышлений. Этот ярлык, хоть и правильный по внешности, порой мешает воспринимать нашу литературу как живое явление, вечно актуальное для русской жизни.
Пользуясь со школьных лет шаблонами, мы плохо сознаём своеобразие отечественной словесности — просто потому, что не читаем, потому, что отправили эти тексты на почетное место в музей. А иные даже на костер, как «еретическое».
Нет, русский «золотой» и «серебряный» век — подарок Божий нам. И неразумно было бы этим подарком пренебречь.
Автор: Сергей Комаров
Все выпуски программы Частное мнение
«Архимандрит Фаддей Витовницкий о депрессии». Игумен Нектарий (Морозов)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе с игуменом Нектарием (Морозовым) читали и обсуждали фрагменты из книги архимандрита Фаддея Витовницкого «Мир и радость в Духе Святом», посвященные духовным причинам депрессии и тяжелых внутренних состояний.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Подарим Владу свободу передвижения

Любимое занятие восьмилетнего Влада — играть на гитаре вместе с папой. Правда перебирать струны у него пока получается с трудом — руки сильно напряжены. У мальчика детский церебральный паралич, который ограничивает его в движениях. Но это не влияет на желание Влада заниматься музыкой.
Он активный и любознательный, учится в обычной школе, любит читать. На занятия мальчика привозит мама, поскольку Влад не ходит сам. Она же сопровождает его в течение всего учебного дня. «Мы нашли у нас в Казани школу, где нам не отказали из-за двигательных особенностей, — рассказывает Анна. — Во время урока я обычно сижу на последней парте, никому не мешаю. Учитель просит детей помогать Владу и быть к нему внимательнее».
На переменах мальчику хочется играть вместе с другими ребятами в подвижные игры, но присоединиться к ним он не может. Тем не менее Влад нашёл для себя выход. Он сам предлагает одноклассникам играть в прятки. Они залезают под парты или ещё куда-нибудь, а Влад при поддержке мамы начитает их искать.
В школе женщине частно приходится носить восьмилетнего сына на руках, поскольку у них нет компактной и лёгкой в использовании инвалидной коляски. Обычная — малоподвижная и на ней не везде проедешь. Но Влад растёт и поднимать его становиться всё сложнее. Поэтому семье необходима активная коляска, разработанная специально для детей с инвалидностью.
Она очень удобная в управлении. С ней Влад станет более мобильным и самостоятельным. Он будет сам передвигаться по школьным коридорам и резвиться вместе с ребятами.
Специалисты фонда «Игра» уже подобрали для мальчика активную коляску, учитывая все его особенности. Осталось её оплатить. Помочь семье из Казани приобрести нужную технику для движения, можно на сайте фонда «Игра».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Особенности храмовых росписей XIX века». Анна Павлова, Иван Крылов

У нас в гостях были краевед Иван Крылов и кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник института искусствоведения Анна Павлова.
Разговор шел о росписях храмов севера Тверской области и чем важно наследие провинциальных живописцев XIX века на примере работ артели Михаила Тыранова.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер