Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Клуб частных мнений

«Мне стыдно перекреститься. Как быть?» Иером. Геннадий (Войтишко), Татьяна Шеханова, Илья Муромский

«Мне стыдно перекреститься. Как быть?» Иером. Геннадий (Войтишко), Татьяна Шеханова, Илья Муромский


В дискуссии участвовали: журналист Илья Муромский, руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко) и учитель православной гимназии во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова Татьяна Шеханова.

Мы размышляли о том, почему бывает стыдно показывать свою веру, в частности, перекреститься при людях — и плохо ли это.

Ведущая: Наталия Лангаммер


Н. Лангаммер:

— Добрый вечер, дорогие радиослушатели. В эфире программа «Клуб частных мнений», в которой мы рассуждаем на темы, поднятые авторами программы «Частное мнение» в утреннем эфире Радио ВЕРА. Меня зовут Наталия Лангаммер. Сегодняшнюю тему предложил журналист Илья Муромский, и тема звучит так: «Стыдно перекреститься публично» — да, Илюш? Добрый вечер.

И. Муромский:

— Добрый вечер. Да, к сожалению, такое периодически возникает, особенно, когда ты идёшь средь бела дня, причём улица достаточно так плотно наполнена людьми, и ты идёшь мимо своего знакомого храма, и только тянется рука перекреститься, и такая левая мысль приходит в голову, что: «а вдруг на меня как-то не так посмотрят?»

Н. Лангаммер:

— И вот эту тему нам помогут раскрыть учитель православной гимназии во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова Татьяна Сергеевна Шеханова. Добрый вечер.

Т. Шеханова:

— Добрый вечер.

Н. Лангаммер:

— И отец Геннадий (Войтишко), руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Добрый вечер, отец Геннадий.

о. Геннадий:

— Добрый вечер.

Н. Лангаммер:

— Я предлагаю для начала послушать ту самую программу, которая послужила поводом для разговора, называется она «Счастливая молитва». Давайте послушаем.

Звучит рассказ

Много раз я встречал людей, которые молились в общественных местах. Например, в подземном переходе бабушка стоит и молитвы читает, да так громко, что слышно на весь переход. Пожилые женщины, не доходя до храма, лишь завидев купала любимой церкви, начинают бить поклоны и прилюдно креститься. Глядя на это, мне становилось неловко, и в голове мелькало осуждение: зачем это надо делать при всех? Молитва — сугубо личное дело, это общение с Богом, а они выставляют его на показ. Я не понимал, какие эти бабушки счастливые люди, и как я сильно ошибался. Есть в нашем храме Вознесения Господня в селе Сатино-Русское воскресная школа для взрослых. Каждое воскресенье после службы собирается группа 10-15 человек, и мы разбираем с преподавателем Священное Писание. Эти занятия регулярно посещает одна наша прихожанка, после четырех инсультов ей тяжело ходить и без ходунков пришлось бы очень туго. Но, невзирая на жизненные трудности, она постоянно приходит в храм на службы, часто причащается и всегда присутствует на уроках воскресной школы. Она чуть ли не больше всех остальных участвует в бурных обсуждениях библейских тем, которые мы разбираем. Есть у нее одна черта характера, которая поначалу показалась немного странной, а потом вообще начала меня раздражать, да так, что я иногда вставал из-за стола и выходил на улицу, делая вид, что мне позвонили по работе. Она часто произносила фразы: «Господи помилуй», «Слава Тебе, Господи», «Слава Тебе». Казалось бы, что тут такого? Разве это может раздражать? Да вот только она произносила эти слова практически постоянно. Например, отстояли мы службу — «Слава тебе, Господи». Купили еды для совместной трапезы — «Слава Тебе, Господи». Наконец-то пошел дождь — «Слава Тебе, Господи». Постоянно, по любому поводу она громко и уверенно славила Бога. Я это слушал и приходил в недоумение: да сколько можно это говорить? Ну, скажите вы это про себя, пожалуйста. Мне это неинтересно. Так продолжалось месяца два, пока в очередной раз я не вышел на улицу, еле сдерживая раздражение, и не начал анализировать свою реакцию. Вот опять заладила своё. У нее что, кроме Бога других радости в жизни нет? И тут до меня дошло, я только что вопросом ответил на свой вопрос: она в этой суетливой жизни отсекла все земное, и душа ее принимает только Бога, она с Ним постоянно, всегда и везде, и оттого по-настоящему счастлива. А я потонул в рутине и выходит, просто завидую чужой радости, потому что ей даже не нужно прилагать усилий, чтобы искренне улыбнуться в душе Богу и жить дальше. Она просто чувствует, что Он рядом, любит и слышит ее. Нам кажется, что для нормального и комфортного существования нужна квартира в центре города, машина, хорошая зарплата и вот тогда жизнь можно назвать полноценной. Но настоящее счастье не в этом, оно здесь, совсем рядом. Блаженный Августин говорил: «Тот умеет хорошо жить, кто умеет хорошо молиться», а наша прихожанка живет с постоянной молитвой на устах и жизненные трудности не сгибают ее и не вгоняют в тоску. Она свою душу доверила Богу и потому счастлива.

Н. Лангаммер:

— Илья уже начал эту тему раскрывать. Тебе было стыдно перекреститься?

И. Муромский:

— Вот так вот полностью от лба до живота — да, поэтому периодически я делал немного по-другому: я так склонялся иногда, отворачивался от людей и крестил область лица, потому что все равно совесть мучила. Я не раз читал еще, когда маленький был, в таком маленьком молитвослове, там в дополнении к молитвам было написано, что стыдиться своей веры это вообще грех, у меня как-то это на подсознании осталось, и поэтому я не могу не перекреститься, даже если вокруг меня люди, но все равно чувство, что вдруг меня кто-то заметил или как-то не так посмотрел...

Н. Лангаммер:

— Ну что, осудил или что тебя беспокоило, что ты смутишь человека?

И. Муромский:

— Не то чтобы даже, что я могу кого-то смутить, а то, что люди порой неправильно понимают. Мне как будто хочется объяснить, что да, я верующий человек, да, это моя вера, почему на меня так как-то надо смотреть? То есть как будто бы мне еще приходится оправдываться за то, что я православный человек, а мне этого делать периодически не хочется.

Н. Лангаммер:

— «Итак, всякого, кто исповедует Меня перед людьми, того исповедую Я пред Отцом Моим Небесным. А кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным». Я думаю, что эта цитата у нас будет такой, знаете, противоположностью: с одной стороны, мне стыдно, с другой стороны, а вот так, и это такая ловушка. Отец Геннадий?

о. Геннадий:

— Самое интересное заключается здесь в том, что никто не требует отчета: «а почему ты крестишься, ты почему тут встал посреди улицы, и какое ты вообще имеешь право, да что вы творите молодой человек». Это какой-то внутренний голос, это какая-то история про внутреннее рассуждение. Главное, сейчас надо сформулировать вопрос, кто же задает этот вопрос, который звучит внутри твоего собственного то ли сердца, то ли ума, то ли еще каких-то иных сфер твоего бытия? Откуда возникает этот вопрос, который заставляет тебя чувствовать дискомфортно и, по большому счету, стыдиться и прикрывать свою веру, и, собственно говоря, находиться в каком-то шкафу, быть закрытым для тех людей, которые как раз-таки проходят мимо сейчас по улице. Откуда, какова природа этого вопроса?

И. Муромский:

— Могу легко объяснить и даже немного сказать по-другому: я не сижу со своей верой в шкафу, потому что периодически, собственно, откуда у меня это пошло, на наших студенческих встречах, и даже когда я учился в школе, когда попадал в какие-то компании, тусовки такие молодежные, практически всех удивляло, что я не просто верующий человек и ношу крестик, а то, что я регулярно, каждое воскресенье, по праздникам посещаю храм, и на меня нередко смотрели, ну, как-то странно, то есть считали, что я какой-то неправильный человек. Я даже запомнил такую цитату. «Ну ты что, Илья, ты старенькая бабушка, что ли? Тебе семьдесят лет?»

о. Геннадий:

— Что же вы такое делали, Илья?

Н. Лангаммер:

— Ты крестился или что ты делал?

И. Муромский:

— Нет, про меня однокурсники начали рассказывать тем ребятам, которые пришли в эту компанию, что я вот верующий человек. Мне в тот момент стыдно-то не было. Мне никогда не было стыдно, что я верующий человек. Мне скорее как-то дискомфортно было проявлять это на улице, потому что после таких расспросов я думал: а почему я должен оправдываться, что я верующий человек? Наоборот, это должна быть гордость за то, что я верующий человек.

Н. Лангаммер:

— Ну, Илюш, это, мне кажется, должно быть внутри тебя, о чем отец Геннадий говорит, в сердце, либо желание проповедовать свою позицию открыто и гордиться Христом, гордиться своей верой во Христа, либо неловкость вот эта.

о. Геннадий:

— Неловкость, так или иначе, она уже возникла, и вот этот жест преклоненной головы и прикрытость жеста крестного знамения уже есть неловкость, ощущение неловкости. Почему мне, православному человеку, в «православной стране» (беру сейчас немножко в кавычки, всё-таки есть тут масса оговорок на этот счёт), почему мне должно быть неловко от того, что я осеняю крестным знаменем своё чело? Позволю себе предложить пару тезисов на этот счёт. Во-первых, мне кажется, всё-таки восемьдесят лет большевистского вытравливания веры не прошли зря. Всё-таки пристыжение верующего человека как то в школе, как то в церковной ограде, когда молодые люди, не дай бог, оказались бы на крестном ходу на Пасху, в них бросали камнями, даже мне такое рассказывали, во всяком случае, шикали и тыкали в них, конечно, это всё имело долгосрочные последствия и имеет до сих пор, мне кажется. Одно из таких последствий я вот лично вижу, поскольку имею отношение к образовательным процессам, в том числе, в нашей светской системе общероссийской, могу сказать, что наши православные дети в основном в общеобразовательных школах практически никогда перед обедом или завтраком в школе не то что не молятся публично, они там не поют громко «Отче наш», как это было бы принято, наверное, но даже не осеняются крестным знаменем. И они испытывают не просто застенчивость какую-то, а непреодолимый стыд признаться в том, что они православные, в отличие от наших братьев-мусульман, которые абсолютно не стесняются совершать намаз. Хорошо вот в православной гимназии...

Н. Лангаммер:

— А как вот в православной гимназии, Татьяна Сергеевна? Вы молитесь до и после, но у детей это органично или нас заставили?

Т. Шеханова:

— В православной гимназии по-разному, но надо сказать, что молитва делает своё дело, даже если это потому, что таков порядок, те, которые молятся потому что так надо, всё равно в лоне молитвы. Молитва — это не только смысл, это звучание, это песнь и поэтому то, что дети слышат, то, что они должны произносить про себя, это вполне допустимо, или в общем, пение — это очень важное деяние, общее деяние.

Н. Лангаммер:

— А вы видели когда-нибудь, что дети, которые у вас учатся в школе, на улице где-то, на прогулке, молятся или крестятся?

Т. Шеханова:

— Бывает, бывает. Чаще это встречается у отроков, реже в юношеском возрасте, к сожалению, потому что отроческая душа нежнее, она отзывчивее, она расположена от рождения к тому благозвучию и благомыслию, которое в молитве заключено.

Н. Лангаммер:

— Но молитва — это ещё ведь и сила, мы же призываем Духа Святого, и как-то это же должно отражаться, не просто мы помолились как действие.

о. Геннадий:

— Понимаете, молитва — это не самостоятельное какое-то само по себе явление, которое меняет каким-то образом реальность, потому что, опять же, тут очень важно, что называется, договориться о терминах. Открываем катехизис, и об этом я постоянно говорю, и надеюсь, не устану повторять: молитва — это не текст, хотя текст очень важен, очень важен. Молитва есть вознесение ума и сердца во внимании и в благоговении к Богу. И вот когда ты весь обращён к Богу — это и есть способ богообщения, когда ты пребываешь в Боге, и Бог в тебе, вот это всё меняет реальность. Бог приходит в твою конкретную жизнь в этом пятачке времени или территории, и происходит чудо — чудо преображения Богом этой реальности из мира временного, падшего, в мир горний, хотя, может, это звучит очень пафосно, но по факту так оно и происходит.

Н. Лангаммер:

— Илюш, вот ты, когда стесняешься перекреститься или крестишься перед храмом, ты вот в такое состояние входишь, что ты не перед людьми, а ты перед Богом сейчас?

И. Муромский:

— Да, безусловно, такое происходит, но, как правило, это происходит, когда я оказываюсь за оградой храмовой, то есть я захожу, и как будто всё, я на своей территории, я здесь свой, и даже если за оградой там, на улице на меня посмотрят искоса — а что вы хотите, я православный.

Н. Лангаммер:

— Здесь можно.

И. Муромский:

— Как будто да, здесь можно. И как раз чувство этой лёгкости, и как будто действительно, тебя Бог может преобразить, если ты искренне к Нему взываешь и крестишься, потому что ты этого хочешь, даже не потому, что это уже привычка с детства, и это оставляет, безусловно, такой светлый свет в душе. Свет и след, потому что ты к этому стремишься, ты этого сам хочешь, не потому что сзади тебя стоит родитель, вот как в шесть лет мне говорили, так и сейчас, видимо, по привычке: «Илья, а ты не забыл перекреститься?»

Н. Лангаммер:

— А ты по своей воле крестишься, да?

И. Муромский:

— Ну, уже да.

Н. Лангаммер:

— В эфире программа «Клуб частных мнений», мы обсуждаем тему «Мне стыдно перекреститься». Я вот хотела отцу Геннадию задать провокационный вопрос: я слышала, что когда священник в подряснике ходит по городу, ему непросто, потому что реакция на Церковь распространяется на него лично. Вот ваш опыт каков?

о. Геннадий:

— Ой, мне просто. На самом деле мне комфортно ходить в подряснике вне зависимости от реакции людей. Если взять во внимание мой скромный опыт, то как раз таки у меня не было эксцессов, связанных с подрясником, когда бы кто-то агрессивно проявлял себя в сторону подрясника, так скажем, и священника прежде всего. Хотя я знаю случаи в конкретных городах, когда люди действительно претерпевали из-за того, что они были в подрясниках, и в этих городах архиереи даже чётко говорили: «пожалуйста, давайте не будем сейчас, это пока не к месту». Но один для меня важный человек говорит: «попа и в рогожке заметно», поэтому что бы ты не надевал, ты всё равно священник, в чём бы ты ни был одет. Но, знаете, по поводу раздражения кого бы то ни было: Христос приходит в Гадаринскую землю и встречает бесноватого, и бесноватый раздражается на Христа. Скажите, как должен был бы поступать Христос, учитывая наши политкорректные суждения, чтобы не раздражать этого человека? И должен ли бы Он был принимать во внимание все те звучащие тезисы, призывы этого совершенно бесноватого человека, который говорил, но не он говорил, а бесы говорили: «Что ты, Иисус, Сын Бога Всевышнего, пришёл мучить меня? И дальше был текст некоторый, известный нам, с бросанием себя в воду этого свиного стада. Что нужно было делать Христу?

И. Муромский:

— Ну вот это как раз было правильное уточнение, что не сам человек, а того, кто в нём внутри находится, потому что сам по себе человек, его тело и даже душа, которая была захвачена нечистой силой, она ни в коей мере не может раздражать Бога, тем более, если даже он Богочеловек, и вроде как человеку свойственно какая-то неприязнь к тому, что его может привести в дискомфорт — нет, он же в первую очередь ещё и Бог, и Бог же видит истинную проблему, истинную причину, поэтому как Он может раздражаться на того, кто ещё и нуждается в помощи?

Н. Лангаммер:

— Раздражался бесноватый. Отец Геннадий, у нас целая страна, простите, ну, часть людей, которых это напрягает, но это же не бесноватые.

о. Геннадий:

— Вот когда я слышал рассказ Илья, я бы заменил слово «раздражает», «меня раздражало» другим синонимом: «бесит».

И. Муромский:

— Да!

о. Геннадий:

— Вот в такие духовные моменты иногда человек чувствует, что его что-то, извините за это слово, я прошу прощения ещё раз, но оно очень такое иллюстративное, что тебя сейчас бесит. И если ты можешь применить этот синоним, то беги как от огня от этой ситуации, что угодно делай сейчас: остановись, помолись, закрой рот, выйди, попей воды, что угодно сейчас сделай, но не дай ситуации развиваться. В этом контексте меня бесит. Да, мы устаём, да, у нас есть пределы прочности, в том числе телесной, и мы можем раздражаться, то есть что-то нам причиняет боль и дискомфорт. Если у меня будет рана на руке, и кто-то по ней проведёт свою руку, мне будет больно, это будет раздражать боль в моём теле, но это одна ситуация. А когда ты чувствуешь, оказавшись в общении с другими людьми, в контексте этого: меня бесит — делай всё, что угодно, только прекращай эту ситуацию внутри твоего собственного сердца, это внутри тебя происходит.

Н. Лангаммер:

— Хорошо, но мы начали говорить про людей, которые вовне. И вопрос в том: а их бесит, это что значит?

о. Геннадий:

— А они в том-то и дело, что молчат сейчас. Каждый идёт по своим делам, кто-то на остановку, кто-то наблюдает, приехал ли их автобус, или же в своих мыслях, в какой-то ситуации...

Н. Лангаммер:

— А мы это подразумеваем, да?

о. Геннадий:

— Не надо думать никогда за другого человека, первое. Мы никогда не можем быть сердцеведцем другого. Мы можем почувствовать, ему хорошо или плохо в этот момент, в каком он духе тоже, это важный такой момент. И вот русская поговорка: «человек не в духе».

Н. Лангаммер:

— Татьяна Сергеевна, это поговорка?

Т. Шеханова:

— Поговорка.

о. Геннадий:

— Поговорка «человек не в духе», это ощутимо. Да, может, мы можем это чувствовать, но никогда не будем сердцеведцами. Господь есть единый сердцеведец. Мы даже мысли человека не можем до конца понять и поэтому очень важно уточнить, а что ты имеешь в виду, когда ты мне говоришь, почему ты крестишься и с такой интонацией ты меня об этом спрашиваешь, это тебя огорчает?

Н. Лангаммер:

— То есть ещё поспрашивать, да? И помочь человеку, может быть, выйти из этого?

о. Геннадий:

— Но чаще всего нет таких вопросов к нам. Да, правда, я, будучи молодым человеком, испытывал состояние стеснения, наверное, для того, чтобы перекреститься в каком-то месте или по какому-то поводу, но мне никогда никто не задавал вопроса: «а что ты тут вытворяешь?» Вы знаете, я даже был в мечетях на экскурсии и, осенив себя крестным знамением, не испытывал даже косого взгляда в свой адрес.

И. Муромский:

— Со стороны мусульман?

о. Геннадий:

— Да, да, может быть, потому что видят: верующий человек.

Н. Лангаммер:

— Хорошо, я зайду с другой стороны. Я зайду с позиции людей, с которыми я общалась, когда мы приезжали в гости, условно, там был у меня знакомый, который активно продвигал свою веру, и вечером он ставил всех в шеренгу, все надевали косыночки, и люди, которые вообще этого никогда не делали, и выслушивали вечернее правило, это один вариант. А есть вариант, когда человек настолько духовный, вот как Илья описывает, и тебе не по силам та нагрузка, которую он несет, а он ее как бы транслирует на тебя.

о. Геннадий:

— Но он же не говорит «давай, делай то же самое».

Н. Лангаммер:

— Ну, кто как, отец Геннадий.

о. Геннадий:

— Опять же, возвращаемся к поговоркам: «невольник не богомольник». Правда, нельзя заставить... Вы знаете, некоторые думают, что Церковь — это такая армия, где все выполняют чьи-то благословения как приказы. Церковь — не армия, это большая семья, и в этом смысле молитва не есть речёвка на плацу, которую можно заставить всех произносить синхронно, выстроив всех в ряд. Несмотря на то, что у нас есть обязательства определенные, в том числе и соборная молитва, и я с вами согласен, молиться надо и тогда, когда надо, потому что бывает, ты приходишь домой уставший, уставший, сил вообще никаких нет, а заходишь в ванную, видишь кран и зубную щетку, и ты понимаешь, что: может, пойти спать? Нет, все-таки надо почистить зубы, надо умыться. Я не говорю про молитву вообще, потому что это тем более, это то же самое надо, поэтому побуждение к себя к «надо» — это тоже необходимо. Так вот, но я могу себе говорить «надо», я могу говорить, возможно, каким-то детям, я могу собратьям говорить «надо», когда мы договорились о чем-то.

Н. Лангаммер:

— То есть их выбор был сделан, что они этого хотят, да?

о. Геннадий:

— Да. Но, с другой стороны, вы приходите в дом чей-то, и у них там такие правила, что все становятся на молитву, это может иногда странненько выглядеть и заставлять вас что-то делать, но таковы, наверное, правила дома. Не знаю, это может казаться странным, и может иногда быть отвращающим, кстати, от веры.

Н. Лангаммер:

— Вот именно поэтому я и хотела сказать, что иногда мы стесняемся, извините, креститься публично — именно потому, что это может кого-то отвратить. Мне, кстати, мой первый духовник сказал такую важную вещь, я говорю: «Отец Агафангел, а как мне поступать, если я стесняюсь перекреститься, и что мне делать?» Он говорит: «Давай так, если ты понимаешь, что ты можешь это легко сделать, но кого-то смутишь — не делай. А если ты стесняешься, и что-то у тебя в душе не так, то лучше перекреститься».

о. Геннадий:

— Отвращать кого-то от веры... Знаете, вот, опять же, я летел тут перед Новым годом из Минска, со мной сидел на соседнем сиденье в самолёте мусульманин, я вижу периферическим зрением, откровенно говоря, я внимательно смотрел, что-то у него на телефоне, потому что он так публично его выставил, было невозможно не заметить, что там у него было, он открыл и читал Коран, наверное вечерние молитвы, будучи правоверным мусульманином. То, что он правоверный мусульманин, он обозначил это с самого начала. Я был не в подряснике, но, опять же, возвращаемся к внешнему виду священника, это всегда заметно. И у меня время подходит к вечернему молитвенному правилу, это не было соревнование двух верующих людей, один которому демонстрирует правильность своей веры, нет, каждый был погружен в свой вопрос, в свою тему, в свою молитву и совершать крестное знамение во время вечернего правила моего было абсолютно нормально в присутствии человека, который на соседнем сидении читал Коран.

Н. Лангаммер:

— А не получается ли так, отец Геннадий, что верующие люди: мусульмане, православные, католики, они как раз уважают и понимают, что происходит с другим человеком, а светские люди далекие — нет?

о. Геннадий:

— Наталья, разные бывают ситуации, и с нашим православным братом бывают печальные печали и в отношении верующих и неверующих, и со стороны братьев-мусульман бывают ситуации разные. Ну, надо разговаривать, всякий раз надо разговаривать. Знаете, я видел в одной православной гимназии одну для меня больную тему, вот правила, конечно, есть в православной гимназии, надо их соблюдать и уважать, но иногда то, что я видел в одной из гимназий, не буду называть, и к счастью, могу сказать, она была потом по итогам закрыта, там молитва стала, как бы это сказать, каким-то элементом палочной дисциплины, исповедь стала темой контроля поведения.

Н. Лангаммер:

— Прямо так?

о. Геннадий:

— Да, молитва там, скорее, действительно, была речёвка, и наблюдая со стороны, как на это всё реагировали ребята, мне показалось в какой-то степени, что это такая кузница атеизма. Понимаете, можно перегнуть палку. И мне кажется, проблема была не в том, как это выстроено, а в том, что для тех, кто это так выстраивал, молитва для самих себя является этим палочным инструментом, а не инструментом богообщения, и я радуюсь, когда это не так в православной гимназии. Татьяна Сергеевна, как у вас?

Т. Шеханова:

— А у нас никто не говорит, что надо петь, можно присутствовать и произносить что-то про себя. Дело ведь в том, что молитва общая — это общее дело, кто-то отстаёт, кто-то идёт вперёд, и это нормально.

Н. Лангаммер:

— Татьяна Сергеевна, вот я хотела уточнить такой момент: а для ваших учителей это как? Но через паузу мы сейчас вернёмся обратно к нашей дискуссии.

Н. Лангаммер:

— В эфире программа «Клуб частных мнений», мы сегодня обсуждаем тему «Мне стыдно перекреститься». Меня зовут Наталья Лангаммер. У нас в гостях отец Геннадий (Войтишко), учитель Татьяна Шеханова и инициатор обсуждения этой темы Илья Муромский. Вот Илья закончил гимназию православную, как раз ту, где учителем работает Татьяна Сергеевна. Вот извините за некорректный вопрос: ощущение учителя-то это несут как? Им самим ловко-неловко, извините за мой русский? Как вы это чувствуете, Татьяна Сергеевна?

Т. Шеханова:

— Я чувствую так, что учителям это ловко, и дети, наверное, это чувствуют и уважают. И, наверное, то, что они приемлют, это благодаря тому, что учителя на самом деле люди, которые искренне молятся и искренне делают своё дело, потому что в православной школе, наверное, я скажу странную мысль, но по моему ощущению, учёба не главное. Главное — это то, чтобы ребёнок научился по-настоящему чувствовать, радоваться этому миру, слышать слово, понимать его, не лукавить словом, это, на мой взгляд, одна из главных задач православной гимназии.

Н. Лангаммер:

— Вот мы Илью сейчас спросим: ты уже взрослый человек, выпускник, но тебе было неловко. А были моменты, когда ты о Боге что-то говорил друзьям, и это давало тебе какой-то полёт внутренний, когда ты нёс проповедь?

И. Муромский:

— Да, безусловно, я это делал даже с удовольствием. Но к своему стыду и к своей радости сейчас могу сказать, что раньше, когда веру, которую я пытался фактически нести или даже пропагандировать, прямо так можно выразиться, среди моих однокурсников или знакомых, я встречал, мягко говоря, отпор, и фраза «я не верю и всё» это было самое мягкое, что мне могли сказать, и если сейчас я это воспринимаю нормально: ну и хорошо. Вот как отец Геннадий сказал, не нужно выводить на конфликт, а скорее надо уходить от такой ситуации, и всё сглаживалось, а раньше я как будто бы хотел переубедить человека.

Н. Лангаммер:

— А не получалось, что ты его как бы подставляешь произносить те вещи, которые — хула, например?

И. Муромский:

— А вот, кстати, не задумывался никогда.

Н. Лангаммер:

— Вот отец Геннадий, чего мы ещё боимся?

о. Геннадий:

— В этом смысле так опасна дорога проповедника, потому что надо чётко осознавать или, во всяком случае, стремиться осознавать, чем слово твоё отзовётся. Но, и мне кажется, ещё очень важный момент: почему мне не нравится слово «пропаганда», потому что оно абсолютно такое инструментальное и технологичное. А слово проповеди — это исключительно явление духа, когда Бог говорит через тебя, пусть это звучит немножко высокопарно, но это факт. Знаете, мне рассказывали о том, как семинаристам предложили разобрать текст проповеди отца Иоанна Кронштадтского и задали простой вопрос: ну, а кому могут принадлежать эти слова? — «Ну, какой-то батюшка, с каким-то средним образованием, может быть, где-то на селе, в каком-то небольшом волостном городочке или уездном произносил». А он произносил эти слова проповеди в Кронштадтском соборе, огромное количество людей, несколько тысяч могли собираться за богослужением, они могли рыдать, а он говорил совершенно простые слова. И это воздействие было не просто конструкцией слов...

Н. Лангаммер:

— Речевой конструкцией.

о. Геннадий:

— Вот очень важное выражение, да, а именно голос духа, он говорил в духе. И последнее в этом контексте я хотел бы сказать, вернувшись к одной фразе в самом начале нашего разговора, по поводу комфортности молитвы в периметре или в ограде храма — да, это важное место, потому что это действительно дом молитвы, так и есть, но вспоминается, опять же, евангельская история, когда Господь пришел в Самарию и встретил у колодца Иакова женщину-самарянку, и начался абсолютно живой естественный разговор, и она сразу видит, что это не простой человек, она задает ему богословские вопросы: «а где правильно молиться, где правильно Богу поклоняться? Вот вы, евреи, говорите, что на горе этой, наши говорят, что на горе другой, где и как?» И вот отвечает Господь: «Приходит время, и пришло уже, когда Отец Небесный ищет поклонников Себе, которые будут поклоняться не на горе сей, то есть не на месте сем, и не на месте этом, а в духе и истине». И вот сразу возникает вопрос, к себе, в каком духе ты сейчас пребываешь, в духе ли ты истины, в духе ли ты правды, в духе ли Божьем пребываешь, но если это не так...

Н. Лангаммер:

-... то что ни говори, сердца не коснется, да?

о. Геннадий:

— ... то тогда обращайся к Тому, кто есть источник этого духа. Вот мы же молимся предначинательной молитвой «Царю Небесный, приди и вселись в нас, вселися в ны», зачем мы это делаем? Ну вот.

Н. Лангаммер:

— Это несложная молитва, которую можно всегда произнести. Я просто сижу анализирую, что у меня на эту тему было.

о. Геннадий:

— А еще по поводу учительства, мне так по сердцу ваши слова по поводу целей учебы или вообще целей гимназии, потому что, конечно, мне кажется, точно нет задачи накачать голову и сделать ее гигантской, как глобус, а сердце составить маленьким, как грецкий орех. Очень важно вот как раз-таки поделиться всей этой красотой и глубиной отношения с Богом, но это можно сделать только тогда, когда ты сам в Боге, ведь научить молитве можно не тогда, когда ты тыкаешь кому-то молитвослов и говоришь «читай от сих до сих», а когда ты сам молишься. Приходили в монастыри к аввам, к отцам учиться молитве не за технологией, а наблюдая, как они молятся, и когда, сколько там в классе, двенадцать человек, двадцать человек, этих двенадцать пар глаз внимательно, точнее всякого рентгена и МРТ, внимающие учителю, они подмечают все: в каком духе, какой взгляд, способен ли раздражаться, способен ли молиться в этой ситуации, может быть, не очень комфортной, как ты выходишь из этой ситуации? И вот учитель в этом смысле есть учитель не просто алгебры, геометрии или грамматики русского языка, а образа существования, это вот латинское выражение, modus vivendi, образа жизни твоего, ты христианин или что?

Н. Лангаммер:

— Татьяна Сергеевна, а у вас были случаи, когда учителя являлись отчасти духовным наставником, потому что к священнику мы можем подойти там в субботу вечером, в воскресенье на литургии, но учитель-то вот действительно, это пример?

Т. Шеханова:

— Учитель — пример, да. И я вспоминаю в этом отношении свою маму, она была учителем английского языка в Люблино, и начинала свою педагогическую деятельность в мужской школе, мужская школа, тяжелый такой железнодорожный район, и юная красавица-англичанка, и труднейший класс, старший класс.

Н. Лангаммер:

— Вообще сложно: женщина учит мужчин.

Т. Шеханова:

— И вот складывались отношения сначала чисто человеческие и только потом уже педагогические.

Н. Лангаммер:

— О чем отец Геннадий и говорит, что поспрашивай человека, что он вообще чувствует, ведь сначала действительно мы должны, можно же было бросить, этого человека, а самарянин поднял, отвез в гостиницу, можно было помолиться о нем и пройти мимо, да?

о. Геннадий:

— Это правда, но слушая ваш рассказ о маме, я вспоминал в своей жизни каких-то людей, в присутствии которых человек входит в помещение, и ты встаешь не потому, что там у тебя манеры и правила, хотя и это тоже важно, но просто по-другому это невозможно, и есть люди, в присутствии которых другим неуместно произносить некорректные выражения, вот даже так сейчас сформулирую, не то что там, господи помилуй, про матерщину говорить, и в этом смысле христианин, молодой человек или девушка, оказываясь в компании таких же молодых своих собратьев, друзей, студентов, если это тот, в присутствии которого неловко материться, неловко пошлые вещи произносить, я думаю, что уже это гигантский шаг миссии, это гигантская сама по себе проповедь, потому что это может быть абсолютно без всякого слова, но в твоем присутствии никто не матерится и не позволяет себе нечто, что было бы противно христианскому взгляду на человека.

Н. Лангаммер:

— А для вас какими чертами должен обладать этот человек, который сразу внушает такой авторитет, вызывает такое почитание, он, как минимум, должен быть, наверное, в духе, или это необязательно?

о. Геннадий:

— Да, но он должен быть христианином. Мне, кстати, близки слова владыки Антония Сурожского, когда-то он отвечал: «кто такой христианин — это ученик и друг Христов», а если ты ученик, ты у Него учишься постоянно, на всяком месте твоего присутствия, и в этой ситуации ты заходишь в компанию своих друзей и близких или далёких совершенно людей, посторонних, но ты всё равно соотносишь себя с твоим Учителем и другом, а друг — это тот, кто не предаёт, как минимум, помимо всего прочего.

Н. Лангаммер:

— Мне кажется, это такая тема, что наконец, в наше помещение входит Христос, в то помещение, где неловко проповедовать вообще-то, Он с нами рядом.

Н. Лангаммер:

— В эфире программа «Клуб частных мнений», и мы сегодня обсуждаем тему «Мне стыдно перекреститься». И вот последнее, о чём мы говорили, я говорила, что вообще-то во всей этой ситуации где-то присутствует Христос. Я, надо сказать, один раз так вот прямо в машине ехала, и я подумала: а может быть, Он сидит рядом, вот тут на переднем сидении? И мне так неловко стало: Господи, а во что я сегодня одета! А ничего, я вот тут перестроилась, может, кого-то подрезала, а что вообще Тебе говорить-то вот в данный момент, что делать? У меня просто до слёз это было, я растерялась, и мне кажется, что это тоже важный момент, когда молитва даёт ощущение, что Он здесь присутствует.

о. Геннадий:

-Если бы все помнили о том, что жизнь совершается перед очами Божьими, что ты ходишь перед Богом, это, кстати, абсолютно библейская формулировка: ходить перед Богом, фактически в присутствии Божьем и перед Его очами — ну, 90 процентов наших духовных и не духовных катастроф можно было бы избежать. Самые трудности начинаются, когда мы об этом забываем, что Христос посреди нас.

Н. Лангаммер:

— Не там высоко, а здесь с нами.

о. Геннадий:

— Вот в том-то всё и дело. Другой момент, знаете, одна из любимых поговорок: «девочка была красивой, беда её была в том, что она об этом знала». Когда ты о себе думаешь, что вот я сейчас зайду в собрание этих безбожных, нехороших людей, редисок, и явлю им Христа в своём лице...

Н. Лангаммер:

— ... и пусть только попробуют мне что-то сказать против.

о. Геннадий:

— О ужас, боже мой, кошмар, только не это, вот только не это. Понятно, что нет ничего доброго, что человек не мог бы испортить, и в том смысле наше понимание, что мы сейчас перед Богом и свидетельствуем о Боге в любом месте, где бы мы ни находились. Но поскользнуться тоже можно и начать быть ослёнком, перед которым бросают одежды и цветы на вход Господень в Иерусалим, думать, что это мне, а не тому, кто у меня сейчас сверху находится. Но ещё тоже момент: как загоняли железной рукой в «счастливое будущее», так вот тоже иногда есть соблазн загонять железной рукой в Царствие Небесное этих своих одноклассников, однокурсников.

Н. Лангаммер:

— А так хочется, особенно, когда ты неофит. Вот я узнала правила, такие золотые правила, я прочитала книгу отца Иоанна (Крестьянкина) о том, как на исповедь приходить — «Опыт построения исповеди», и я всем пошла рассказывать: ребята, это же законы, которые работают! Вот ты себя возвышаешь сам, а тебя в конец стола посадят. Илюш, ты же уже не был неофитом, когда оказывался в этих компаниях, вот ты проповедовал с каким чувством: переубедить их и показать, кстати, своё величие, я на стороне истины, да?

И. Муромский:

— Это правильное, кстати, уточнение, потому что именно так я раньше и думал, то есть, что я верующий человек с детства, с самого рождения, и я почти знаю всё...

Н. Лангаммер:

— Это даёт право...

о. Геннадий:

— Катастрофа вообще.

И. Муромский:

— По крайней мере, по сравнению с теми людьми, с которыми я сейчас общаюсь. Но благо, я так думал, а не думаю. И, конечно, я встречал как открытые рты и горящие глаза, так и абсолютно негативную какую-то реакцию в мой адрес, даже, скорее, не в мой адрес, мне всё-таки везло, я не настаивал прямо так сильно, а скорее, в отношении веры, хотя это даже неприятнее ещё, то есть то, о чём мы говорили, что вплоть чуть ли не до хулы, но слава богу, до такого не доходило, но возникали такие споры, которые вместо того, чтобы прекращать, я наоборот, загонял ещё сильнее, причём как будто бы с таким желанием, ну вот сейчас ещё и поссоримся, но уже остановиться было невозможно.

Н. Лангаммер:

— Да, спор зажигал, да.

И. Муромский:

— То есть как будто я сейчас ещё проиграю, а я же верующий человек...

Н. Лангаммер:

— А Христос не может проиграть в моём лице.

о. Геннадий:

— Да почему это?

Н. Лангаммер:

— Ну, вот так кажется, это же истина.

О. Геннадий

— Если Он проиграл, берём на вооружение именно это слово «проиграл», и Его убили на Кресте всё-таки, Он в глазах этого вполне себе, беру в кавычки, «благочестивого» общества фарисеев, законников, членов синедриона, абсолютнейший...(обращается к Татьяне Сергеевне) в вашем присутствии слово «лузер» как-то не комильфо.

Н. Лангаммер:

— Чувствую, что учитель русского языка и литературы вас смущает, отец Геннадий.

о. Геннадий:

— Да-да-да. Ну, абсолютный неудачник, абсолютный провал, всё, катастрофа. На Голгофе избитый Человек висит на самом страшном древе позора. Ну, Он проиграл. Но нет, не в этом смысл. Иногда в семейных разговорах, бывает, супружеские пары приходят поговорить о каких-то внутренних ситуациях, нестроениях, и бывает такая ситуация, когда уместно супруге сказать: «Послушай, ты хочешь быть правой или счастливой?» в определённых обстоятельствах.

И. Муромский:

— Спасибо, возьму на заметку.

о. Геннадий:

— Ты хочешь поломать человека и доказать, что ты прав? Да, можно, можно. Но люди хрупкие на самом-то деле. Мы все хрупкие, несмотря на кажущийся железобетон иногда во лбу. Но у нас же нет задачи поломать человека об колено и заставить признать твою точку зрения. Христос так не поступал, Он льна курящегося не угасит и трости надломленной не переломит, это предельная деликатность, предельная. Я бы сказал, наверное, беспредельная деликатность. И в этом смысле какая твоя цель? Переубедить, чтобы они проголосовали за тебя на выборах, я не знаю, отдали тебе твоё имущество и своё имущество? Я не знаю, что они должны были бы сделать. Или же твоя задача рассказать о том, что Бог есть любовь, и Он тебя призывает к взаимности отношения к этой любви, но если ты его ломаешь через колено, этого человека?

Н. Лангаммер:

— То есть проповедуешь любовь, а сам ведёшь себя не по любви. Но ты уже для себя ощутил, как можно вести себя и что чувствуешь при этом, когда ты поступаешь по любви?

И. Муромский:

— Да, абсолютно по-другому, то есть ты понимаешь, что даже невзирая на то, что человек начинает гнуть свою точку зрения, причём явно идёт на конфликт, а внутри уже желания нет такого, чтобы его переспорить. Ну, хорошо, дорогой, ты так считаешь, и не Бог тебе судья, нет, не с такой мыслью — ну, значит, не время. Значит, Бог всё Сам расставит по своим местам. Ты, то есть я, свою задачу выполнил, о Христе рассказал, это не как нативная реклама была, нет. А как действительно проповедь от сердца и прямой ответ на прямой вопрос: почему ты веришь, а как ты представляешь Бога, а почему так, а почему сяк? И всё, человек услышал твою точку зрения, он услышал твоё сердце. Дальше это его уже путь и выбор его души, и ты здесь никоим образом за него повлиять не можешь. Как отец Геннадий сказал: зачем ломать?

о. Геннадий:

— Но люди же задают себе вопрос: а зачем мне быть православным христианином? Чтобы что? Чтобы иметь такое же кислое выражение лица, как у тебя?

Н. Лангаммер:

— О да! Мы же собой являем проповедь, да.

о. Геннадий:

— Чтобы быть таким же злым, топающим и так далее? Знаете, вот эти все расхожие байки, которые сейчас уже абсолютно почти никогда не подтверждаются: ох, эти бабушки, которые, как ты в храм не зайди, они тебя отстегают за то и за это!.. Нет этого уже давно, но этот стереотип: а зачем мне быть православным, чтобы быть как кто, как они говорят жёстко, но уж извините — «бабка», «вот эта вредная бабка в храме, которая там меня вот так...» Нет этого уже давно абсолютно.

Н. Лангаммер:

— Отец Геннадий, один раз я такое видела, но это был очень забавный случай, это было в храме, в публичном месте на площади на такой серьёзной, то есть там много туристов ходит. И я вижу, что в храм ходит бабушка, она входит посидеть, она здесь не была, она не служит здесь, она пришла, по манерам видно, что она, в общем, далека от воцерковления. И следом входит иностранец в шапке, и она разворачивается и говорит: «Да как ты смеешь в храм в шапке!» Он как побежал оттуда, но это была не церковная бабушка, то есть кто-то несёт туда эти стереотипы, и там же они плодятся. А какие люди действительно верующие, ну, это вот как-то целая история, да, Татьяна Сергеевна? Как отличить верующего от неверующего людям светским?

Т. Шеханова:

— Я думаю, что они отличимы всё-таки теплотой души, уступчивостью, мягкостью, и не надо думать, что это мягкотелость. Дело в том, что когда ты общаешься с учениками, у меня всё время такое ощущение, что молитва, само присутствие в православной гимназии, всё это обязывает к тому, чтобы человек пришёл с подтянутым духом.

Н. Лангаммер:

— Обязывает или как-то внутри подталкивает?

Т. Шеханова:

— Обязывает внутренне, не внешне, но вот этот внутренний вектор, внутреннее стремление вверх, оно присутствует, во всяком случае, на гуманитарных предметах точно.

Н. Лангаммер:

— А вы чувствуете, если вы перевинтили, простите, опять же, за мой французский, перевинтили гайки, и ребёнок в обратную сторону пошёл?

Т. Шеханова:

— Чувствую.

Н. Лангаммер:

— И что делать? Возвращаться, идти на попятную и всё-таки объяснять на разнообразных примерах, литература даёт эту возможность.

Н. Лангаммер:

— А бывало так, что вы просто оставили ребёнка? Ну вот он учится у вас, но он не верует. Там вера, конечно, детская, но он не хочет это принимать.

Т. Шеханова:

— Не хочет принимать — не настало время. Ничего, время наступит. Время наступит обязательно.

Н. Лангаммер:

— Но говорят, что дети отпадают от церкви лет в тринадцать. Отец Геннадий, это обязательная история или остаются?

о. Геннадий:

— Нет, это не обязательная история, поскольку я очень глубоко в эту тему погружён, и мы серьёзно исследовали причины и трудности этого всего процесса. Знаете, могу вам точно сказать, что это очень свойственное нашему постсоветскому пространству явление, такого отпадения от веры нет даже в русских приходах Православной Церкви в Америке, это удивительно. Я однажды одного человека, миссионера, как раз-таки спросил: «Послушай, ну а как у вас там, с двенадцати-тринадцати лет ребята уходят из прихода, из церковной общины?» Он немножко не понял вопрос: «Ну да, уходят, но постарше, когда они переезжают в университет, в кампус, но там есть своя община православная».

Н. Лангаммер:

— Но он не понял проблему, да.

о. Геннадий:

— Тут есть несколько аспектов, если особо не углубляясь, первое — это, конечно, способность говорить, быть адекватным с точки зрения наставления в вере для каждого конкретного возраста, и здесь очень много ошибок совершается, очень много ошибок, как внутри православной гимназии и воскресной школы, так и нашими церковными родителями, это первое. Второе: проблема несоответствия возраста или потребностей возраста и того, что мы предлагаем в этом возрасте. Одна из таких вот, кстати, очень трудных вещей — это, скажем, потребности старшего подросткового возраста, и что предлагает вообще школа как таковая. Ну, например, учеба в 11-м, в 10-м и даже в 9 классе не является ведущим видом деятельности, у них есть другие потребности: в социализации, в здоровом взгляде на себя, куча каких-то других вещей, в том числе, связанных с религиозностью, а им накачивают голову, например, подготовкой к ЕГЭ. У них потребность в общении, а их сажают только чтобы их, как бы правильно сказать так: «надрессировать» на сдачу этого ЕГЭ, и поэтому очень отзывается ваше слово по поводу, что должна делать гимназия православная. Задачи эти вот как раз-таки донесения веры, они не таковы, каковыми они могут показаться на первый взгляд, это прямо очень-очень серьезная, сложная задача.

Н. Лангаммер:

— Илюш, подытожь, потому что когда я читала твой текст, что «я понял, как это неправильно», не было, прости, в этом какого-то пионерского понимания, это от сердца было?

о. Геннадий:

— Даже если это было пионерское, что же вот так к нему-то?..

Н. Лангаммер:

— А я так почувствовала, видимо, на себя переадресовывая.

о. Геннадий:

— А что дурного — быть пионером-то, я не понимаю?

Н. Лангаммер:

— Нет, он сказал, что так надо. Он почувствовал, что он не прав, а надо вот так, и так правильно.

И. Муромский:

— Не то что так надо. Я могу сказать, что как вот наша прихожанка, которая все время душой к Богу стремится, я так не могу. Я не знаю, смогу ли я достичь вообще такого уровня духовности в своей жизни, к тому же на все воля Божья и мое желание и стремление. А что сделала со мной православная гимназия, вы можете видеть сейчас и слышать.

Н. Лангаммер:

— Но ты сегодня вот в нашей дискуссии, если уж этот вопрос был поднят тобой, ты нашел какой-то ответ? Подытожь.

И. Муромский:

— Я считаю, что этот ответ лично для меня был найден на самом деле давно: что веры своей, по большому счету, стесняться не просто нельзя, это невозможно, так как, вспоминая слова Антония Сурожского, что если ты для Христа — друг, ну вот ты с другом идешь по улице, и ты встречаешь знакомых, и ты не будешь говорить, что это мой друг, даже если он, извините, ковыряется в носу? Какая разница? Это твой человек, с которым ты долгое время пробыл вместе.

Н. Лангаммер:

— То есть, если подытоживать, то это вопрос все-таки отношений с Богом, и Он вообще присутствует рядом, или ты выполняешь ритуал?

И. Муромский:

— Ты принимаешь Его или нет? И если ты Его принимаешь, то значит, ты крестишься и этого не стесняешься.

Н. Лангаммер:

— Спасибо, Илья. Замечательная тема, интересная, острая дискуссия, она так отзывается, мне кажется, у всех. Спасибо большое. В эфире была программа «Клуб частных мнений», мы обсуждали тему «Мне стыдно креститься», и в гостях у нас был журналист Илья Муромский, учитель православной гимназии во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова Татьяна Сергеевна Шеханова, отец Геннадий (Войтишко), руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, и я, Наталья Лангаммер. Спасибо вам огромное и всего доброго.

И. Муромский:

— До свидания.

Т. Шеханова:

— Всего доброго.

о. Геннадий:

— До свидания.


Все выпуски программы Клуб частных мнений

tolpekina

Последние записи

Деяния святых апостолов

Деян., 13 зач., V, 1-11. Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. В первые десятилетия исторического бытия Христовой Церкви…

17.05.2024

«Образование и новые технологии». Михаил Сумбатян

Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет…

16.05.2024

«Народное церковное искусство в СССР». Кирилл Вах, Дмитрий Антонов

У нас в гостях были руководители проекта «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие»: действительный член Императорского Православного…

16.05.2024

Новодевичий ставропигиальный женский монастырь. История обители

В этом году Россия празднует великий юбилей! Это событие и для Столицы — Москва готовится к празднику с 2010-го года, — и для…

16.05.2024

«Терпящих обиды защищает Бог»

За святителем Лукой Крымским всегда наблюдал кто-то из органов безопасности. Однажды в Сибири в Туруханской ссылке его вызвали в отдел…

16.05.2024

«Слава Богу за всё, что пришлось мне пережить»

Служба инспектором в Новгородской духовной семинарии в 1906 году оказалась для монаха Петра Зверева, будущего архиепископа Воронежского,…

16.05.2024

This website uses cookies.