В Евангелии мы находим упоминание о том, что когда Иисуса Христа распяли и похоронили в пещере, его ученики, апостолы, были в ожидании — сбудется ли пророчество, воскреснет ли Спаситель. На третий день после кончины Христа, апостолы наконец получили радостную весть — их Учитель воскрес. Они побежали к погребальной пещере Спасителя и вместо бездыханного тела обнаружили там погребальные пелены и отдельно лежащий плат, которым было покрыто лицо Христа. Несмотря на то, что с момента смерти и воскресения Спасителя прошло более двух тысяч лет, пелены и плат, упомянутые в Евангелии и служащие вещественным доказательством произошедшие событий, сохранились до наших дней.
Пеленами, о которых идет речь в Священном Писании, вернее их главной частью, является Туринская плащаница — длинный кусок ткани, на котором чудесным образом отпечатался образ Иисуса Христа. Плат, который также упоминается в Евангелии, сегодня находится в испанском городе Овьедо. История его не менее интересна, чем судьба Туринской плащаницы, о которой уже говорилось в одной из наших программ. Плат или по-славянски суда́рь представляет собой прямоугольный кусок ткани размером 80 на 50 сантиметров. На плате отчетливо виды пятна крови. Согласно проведенным исследованиям структура ткани, из которой сделан суда́рь, время ее изготовления, а также характер кровяных пятен на нем полностью совпадают с аналогичными параметрами Туринской плащаницы.
Согласно древней еврейской традиции после смерти человека его лицо накрывалось куском ткани. Считалось, что так можно облегчить скорбь близких. Когда Христос умер на кресте, Его тайный ученик Иосиф Аримафейский замотал Его голову погребальным платом, а затем пошел к Понтию Пилату просить разрешения на погребение Спасителя. После того, как разрешение было получено, тело Христа с платом на голове было перенесено в пещеру. Там плат был снят и положен рядом с погребальным ложем. Тело Спасителя затем было завернуто в специальную ткань — известную нам теперь как Туринская плащаница.
Погребальный плат Христа до седьмого века хранился в Иерусалиме. Из-за угрозы исламского нашествия его перевезли сначала в Александрию Египетскую, а затем по северному побережью Африки через Гибралтарский пролив переправили в Испанию в город Овьедо, где он теперь и хранится. Суда́рь покоится в особом серебряном ларце, который находится в кафедральном соборе города.
Сведения о путешествии плата являются подлинными — на ткани были найдены частички чертополоха, того самого терния, из которого для Христа сплели венец. Те же частички имеются на Туринской плащанице. Кроме того, на плате есть пыльца редких растений, произрастающих только в северных регионах Африки. Есть еще один небезынтересный факт, связанный с суда́рем. Проведенные испанскими учеными исследования показали, что кровяные пятна, имеющиеся на плате, могли возникнуть только в том случае, если голова умершего была склонена вниз, а руки при этом подняты вверх — характерное положение тела при распятии. Таким образом, погребальный суда́рь Христа служит уникальным доказательством правдивости евангельской истории.
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема