
«Богоматерь Пименовская; Благовещение. » Двухсторонная икона, 1380-е, из собрания Третьяковской галереи
В 1380 году архимандрит Пимен, игумен Переславль-Залесского Успенского монастыря, стал митрополитом Киевским и всея Руси. Он получил титул в Царьграде от Константинопольского патриарха Нила. Из поездки в столицу Византии владыка привёз несколько святынь, и среди них — образ Божией Матери греческого письма. В дальнейшем эту икону стали называть по имени обладателя Пименовской.
Изображение на ней соответствует традиции Одигитрия-Перивлепта. Первое слово в названии переводится с греческого языка как Путеводительница. Богородица левой рукой удерживает на груди Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Перивлепта означает Обращающая на Себя взоры, удивительная.
По преданию, такое имя дал образу Пречистой Девы византийский император Роман Третий в одиннадцатом веке. Правителя тронула проникновенная деталь изображения — Богоматерь с нежностью склонила голову над Сыном. В честь иконы Одигитрия-Перивлепта царь основал монастырь в пределах Константинополя. Оттуда списки распространились не только по Византии, но и по всему православному миру. Один из них — Пмменовский образ Царицы Небесной, который с благоговением встретили на Руси в четырнадцатом столетии.
Икону, доставленную митрополитом, поместили в алтаре Успенского собора Московского кремля. Во второй половине шестнадцатого века по молитвам перед святым образом произошло чудо. Сведения об этом сохранились в одном из памятников русской исторической литературы — Степенной книге. Там рассказывается — московский купец Тотрумов тяжело заболел. Он пригласил к себе домой священников Успенского собора с Пименовский иконой, чтобы отслужить перед ней молебен Богородице. Во время богослужения образ стал источать миро — благоуханное масло. Помазавшись чудесным веществом, купец тот час выздоровел. В дальнейшем миро от Пименовской иконы принесло исцеление многим верующим.
После революции 1917 года чудотворная святыня стала экспонатом Исторического музея. В тридцатых годах двадцатого века её передали в Третьяковскую галерею. Там Пименовский образ пребывает и по сей день.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Электричка»

Фото: Maisy Vi / Pexels
Утреннюю дорогу на работу не каждый может назвать прекрасным временем суток. Особенно, если ехать придётся на электричке, а путь к станции пролегает через автомобильный мост и мимо железнодорожного депо. Но даже такая индустриальная картинка преображается, если отобрать у внешних обстоятельств право влиять на настроение.
Сижу в вагоне, слышу за спиной шум раздвигающихся дверей. Раздаётся приятный мужской голос: «Друзья, всем доброго утра и отличного настроения!». Звучание гитары и узнаваемые аккорды любимой песни, которую давно не слышал. Как же всё преображается вокруг! Видишь во всём этом какой-то светлый замысел, который не сразу открывается.
Вот, что такое электричка? Точное время прибытия, на которое практически не влияет погода. Внутри тепло и, если даже и укачивает, то не так как в автобусе или в машине. Сидишь, любуешься пейзажами за окном, слушаешь музыку в наушниках или читаешь молитвослов, и на душе как-то спокойно и радостно.
Текст Клим Палеха читает Илья Крутояров
Все выпуски программы Утро в прозе
«Традиция»

Фото: Vitolda Klein / Unsplash
Зимнее субботнее утро. Мы с женой проснулись, но ещё не встали. Дверь в спальню открывается, и кто-то ползёт к нашей кровати.
— Кто там? — шутливым голосом спрашивает жена.
— Какие-то маленькие люди в пижамах, — отвечаю я, глядя на дочек, которые затаились у кровати. Кире 8, Эмилии — 6.
Топот маленьких ножек, прыг! И приземление на маму и папу поверх одеяла.
— Солнце давно взошло, — говорит с укором старшая. — Сколько можно спать? Нас же каток ждёт.
Младшая дочь три раза нежно целует маму в лоб, что-то тихо приговаривая.
Обычно так делаю я — перед сном, когда девочки уже в кроватках. Эта традиция перешла к нам от моей бабушки — так она желала спокойной ночи мне и моим братьям, когда мы были маленькими. Целовала и приговаривала: Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
— На ночь так будешь делать ты, пап, а по утрам — будем мы! — поясняет Кира и тоже целует меня в лоб.
— У нас новая УТРАдиция, — подводит итог Эмилия, и комната наполняется смехом.
Текст Клим Палеха читает Илья Крутояров
Все выпуски программы Утро в прозе
«Струны»

Фото: Viktor Talashuk / Unsplash
Летнее утро на даче. Пью кофе на кухне, жена рядом моет только что собранную клубнику. Вдруг слышим странные звуки, прислушиваемся. Нечто похожее на музыку раздаётся со второго этажа. Из детской. Поднимаюсь наверх и вижу, как необычно с улицы в комнату проникают солнечные лучи. На окнах висят жалюзи, они открыты, но не полностью. И вот это преломление света даёт удивительный эффект. Кажется, будто множество тонких верёвок, натянуто через всю комнату.
На табуретке напротив окна сидит наша восьмилетняя дочь и перебирает эти лучи-верёвки своими длинными пальчиками, будто играет на каком-то музыкальном инструменте. А младшая, — ей почти 6, сидя на кровати, внимательно наблюдает за сестрой, и в такт движениям её рук, дёргает струны на укулеле. Старшая периодически останавливается и ласково поправляет сестрёнку: «Повыше, нет, не так, вот та-ак...».
И всё это с серьёзным сосредоточенным видом — меня не замечают. Я тихо удаляюсь. Надо же, думаю, вот так фантазия! Девочки представили, что солнечные лучи — это струны, на которых можно играть, как на арфе. И тут же придумали, как эту идею воплотить в жизнь.
Текст Клим Палеха читает Илья Крутояров
Все выпуски программы Утро в прозе