
Мне очень нравится, как на многих иконах отражена тема детства. Ведь сама Пресвятая Богородица почти всегда держит на руках Богомладенца. На ум сразу приходят такие иконы, как, например, «Взыграние младенца», на которой Младенец Иисус не сидит, как мы привыкли, спокойно на руках у Матери, а резвится, играет. Или икона Благословление детей, на которой Господь Иисус Христос изображен с детьми, благословляющий их. А сколько икон детей-святых — это и мученик младенец Гавриил Белостокский, и святой благоверный царевич Димитрий, и мученицы Вера, Надежда, Любовь...
Однажды я увидела очень необычную икону. На ней был изображен седобородый старец, который держал на руках спеленутого младенца. В другом иконографическом варианте старец держал в руках, будто огромный букет цветов, несколько грудничков. Имя этого святого — преподобный Стилиан Пафлагонский. Господь даровал ему благодать покровительства малышам.
Началось все с того, что однажды в ответ на молитвы и чистую жизнь праведника на него обильно сошла благодатная сила Духа Святого. Именно тогда в его пещеру принесли безнадежно больного младенца. С молитвой Стилиан возложил на ребенка руки и неожиданно почувствовал, как из них вышла сила. Младенец тогда был полностью исцелен. А Стилиан с тех пор через возложение рук и молитву стал помогать страждущим. В первую очередь — маленьким детям.
Читая житие святого Стилиана, который мечтал об уединенной монашеской жизни, о самой строгой ее форме — отшельничестве, но по повелению Господа стал помогать женщинам с детьми, общаться и исцелять, понимаешь, какой пример педагога, воспитателя перед тобой. По преданию, Стилиан Пафлагонский организовал фактически первый детский садик, он не только лечил детей от физических недугов, но и окормлял их духовно. А еще житие говорит о том, что он всегда улыбался, был очень жизнерадостным!
Как педагог и мама я знаю, что такое выгорание, знаю, как тяжел труд воспитателей дошкольников, как непросто бывает не то что улыбаться, быть приветливым, а хотя бы не раздражаться. Откуда брать ресурсы? Как не срываться на детей? Как спокойно и мудро объяснить им базовые истины и делать это не формально, а каждую секунду быть искренне вовлеченным в жизнь и повседневные заботы малышей? Ответ только один: неиссякаемый источник этой силы — благодать Божия, дары Духа Святого, которые, по словам преподобного Серафима Саровского, стяжаются через Святые Таинства Церкви, молитву, пост и милостыню.
Мне очень хочется брать пример с чудесного святого — преподобного Стилиана Пафлагонского и, конечно же, молиться ему. Что невозможно человеку, возможно Богу, поэтому самый верный рецепт от выгорания и педагогических ошибок — приумножение даров Духа Святаго.
Преподобный отче Стилиане, моли Бога о нас!
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер