
Апостол Пётр
1 Пет., 62 зач., IV, 12 - V, 5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Все мы испытывали в жизни стыд. В наши дни есть люди, предлагающие бороться со стыдом как с чем-то унижающим человека, заставляющим его страдать от несовпадения его поведения с общей нормой. Однако со стыдом ничего не поделать, ведь он срабатывает в нас автоматически, когда мы чувствуем, что отличаемся от большинства и наше поведение не одобряют. Но как же христианину воспринимать стыд? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й и 5-й глав первого соборного послания апостола Петра, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
12 Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного,
13 но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете.
14 Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется.
15 Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое;
16 а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь.
17 Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?
18 И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?
19 Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро.
Глава 5.
1 Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться:
2 пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия,
3 и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду;
4 и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы.
5 Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
Я пошёл в школу в те годы, когда за веру уже никто особенно никого не стыдил. Может быть, пару раз меня и дразнили попёнком, но это не было чем-то массовым и долговременным и уж, конечно, я не воспринимал происхождение из семьи священника, как нечто позорное. Другое дело, скажем, времена, в которые школьником был мой отец. Его церковное происхождение и христианская жизнь становились предметом обсуждения в газетах, всем предлагалось посочувствовать ему, и расчёт был на то, что ему, соответственно, станет стыдно за свою религиозную отсталость. Однако подобные действия не достигали своих целей. И причина этого в том, что верующие люди прекрасно знают, стыд стыду рознь — просто так следовать за первыми возникшими чувствами никак нельзя. Важно идти глубже и разбираться в их причинах, ведь может статься, что тот, кто разобрался, испытает совсем другое чувство.
Стыд — базовая нравственная эмоция, которая отвечает за соответствие человека нормам авторитетного для него сообщества. Но ведь сообщества бывают разными! Столетиями христианство воспринималось как естественная часть жизни русского народа, и мы привыкли к тому, что, если есть нечто стыдное, значит оно плохое. Но вот апостол Пётр приводит прекрасную, хотя и очень печальную иллюстрацию того, что культуры могут быть разными. Так в Римской империи времён язычества, быть христианином означало рисковать своим социальным положением, а иногда и жизнью. Но христианам не было стыдно, потому что язычники не были для них авторитетным сообществом, и они не оценивали себя их глазами. Для апостола важно, чтобы христианин не был преступником заповедей, потому что это действительно достойно порицания и наказания, но, если верующий страдал за Имя Христово, он не должен был не только стыдиться, он мог испытывать блаженство, несмотря на все внешние трудности.
К сожалению, современное общество далеко не во всём ориентировано на заповеди Христовы. Сегодня для людей, иногда даже считающих себя христианами, оказывается не стыдно бросить семью и предать близких, сославшись на откуда ни возьмись возникшую любовь. И, напротив, порой считается стыдным, проявить целомудрие и удержаться от греха. Понимая всё это, сегодняшним христианам важно помнить, что стыд бывает истинными и ложным, и ориентироваться надо не на сам стыд, который нередко зависит от общественных вкусов, переменчивых и, к сожалению, всё больше деградирующих... Ориентироваться нужно на заповеди, которые нам даровал Господь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов
У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«Святые отцы и их творения». Священник Евгений Шилов
Гостем программы «Светлый вечер» был клирик храма святого великомученика Георгия Победоносца в Коптеве, доцент кафедры аксиологических проблем и религиозной мысли РГСУ, преподаватель Московской духовной академии священник Евгений Шилов.
Тема выпуска — древние отцы Церкви: зачем читать их сегодня, как они формировали христианское вероучение и почему их труды остаются живыми и актуальными. Отец Евгений говорит о мужах апостольских и первых апологетах, о восточных и западных отцах — от Василия Великого и Григория Богослова до блаженного Августина.
Гость подчёркивает, что центр всей святоотеческой мысли — Христос: приближаясь к Нему, человек познаёт самого себя. Он советует начинать знакомство с творениями святых отцов с изучения истории Церкви, а затем выбирать тех авторов, чьи тексты ближе сердцу, читая их с рассуждением и вниманием к адресатам.
Чтение святых отцов, отмечает отец Евгений, помогает почувствовать единство Церкви всех времён и ведёт к главной цели христианской жизни — приближению ко Христу.
Все выпуски программы Светлый вечер