Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

* Поделиться
Апостолы
Апостолы

1 Ин., 70 зач., II, 7-17.

7 Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала.

8 Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит.

9 Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме.

10 Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна.

11 А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.

12 Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его.

13 Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца.

14 Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого.

15 Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.

16 Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.

17 И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

На то, что этот отрывок Соборного послания апостола Иоанна Богослова особенно важен, указывает невероятное количество толкований. Мало кто смог обойти вниманием мысли апостола. Особенно же значимыми и, как следствие, привлекательными для толкователей являются слова: «Не люби́те мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей». Прежде всего здесь необходимо понять, что именно подразумевает апостол под словом «мир». На этот вопрос ответ в полной мере дает славянский текст, который, как известно, делает различие между двумя словами с одинаковым звучанием: слово «мир» с привычной нам буквой «и» в церковнославянском означает «согласие, тишину, покой и благополучие», а такое же слово, в котором используется десятичная «i» означает Вселенную и «весь род человеческий». У апостола Иоанна речь идет как раз о втором значении. И, в-первую очередь, о глубокой привязанности к тому, что является ценным и значимым для человеческого сообщества. В следующей своей фразе апостол в сжатой форме описывает всё, чем живут если не абсолютно все, то очень многие люди, это «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская». И это, по мысли святого апостола, не от Бога.

Но тот же самый апостол Иоанн в Евангелии писал нечто прямо противоположное. Здесь он призывает не любить мир, а в Евангелии он пишет: «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Получается, что Бог мир возлюбил, а мы не должны любить мир, но при этом призваны подражать Богу. Конечно, это несоответствие не могло пройти мимо внимания толкователей. Дело здесь в самом понятии любви. Любовь может иметь различную цель. Существует такая любовь к миру, которая любит мир, как таковой, ради его самого, — мир, отчужденный от Бога. Существует любовь к миру, которая обличает мир и стремится привести его в общение с Богом, к жизни. Первая любовь от мира, вторая — от Бога; первая по своей сути есть ненависть, вторая — действительная любовь.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем