1 Ин., 69 зач., I, 8 - II, 6.
8 Если говорим, что не имеем греха,- обманываем самих себя, и истины нет в нас.
9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.
10 Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.
Глава 2.
1 Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; 2 Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.
3 А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди.
4 Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; 5 а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем.
6 Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Апостол Иоанн Богослов дает очень четкий критерий того, познал ли человек Бога: «А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди». Критерий сформулирован предельно ясно, но не совсем ясно о каких именно заповедях и в каком объеме идет речь. Не совсем ясно это было и, к примеру, блаженному Августину Иппонийскому. В своих размышлениях по поводу этого отрывка блаженный Августин предлагает обратить внимание на другие слова апостола Иоанна, в частности на вот эти: «а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась». И, обратив на них внимание, сопоставить их с евангельскими словами Самого Христа, которые зафиксировал все тот же апостол Иоанн: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин. 13:34). Из сопоставления двух этих кратких отрывков святой делает важный практический вывод: речь идет о совершенстве в любви. А дальше он говорит о той грани любви, о которой мы склонны забывать: «Что такое совершенство любви? Любить даже врагов, и до того любить, чтобы они были братьями. Ибо любовь наша не должна быть по плоти. Желать кому-нибудь временного благополучия — это хорошо; но если и его не будет, пусть душа будет в целости и сохранности. Ты желаешь жизни своему другу? Хорошо делаешь. Радуешься смерти твоего врага? Плохо делаешь. Но, возможно, и другу твоему жизнь, которую ты ему желаешь, бесполезна, и врагу твоему смерть, которую ты ему желаешь, была полезна. Полезна ли кому-либо эта жизнь или бесполезна — это неизвестно; но жизнь, которая у Бога, несомненно полезна». Эти слова блаженного Августина выходят за пределы нашей системы координат, которая, как правило, ограничена рамками земной жизни и потому мы чаще всего в качестве благопожелания слышим пожелания здоровья и многолетия. Иногда эти благопожелания высказываются в довольно категорической форме: «Главное — здоровье! Будет здоровье — будет и все остальное!». Видимо, нечто подобное было популярно и во время блаженного Августина, поэтому далее он напоминает, что Христос, будучи на Кресте, не желал Своим палачам здоровья и многолетия, а молился о них: «Отец, прости им, ибо они не ведают, что творят» (Лк. 23:34). То есть Господь «отгонял от них вечную смерть всемилосердной молитвой и все превосходящей властью». Именно такой подход и есть исполнение заповеди, именно такая молитва и показывает, что человек познал Христа, — любовь такого человека выходит за пределы видимого мира и простирается в вечность.
«Люди как деревья»
Золотая осень. Субботним утром я иду по дорожке парка, усыпанной листвой, и любуюсь деревьями, «одетыми в багрянец и золото». Вот пронзительно красные рябины. Вот дубы со светло-коричневыми листьями. Вот жёлто-золотистые берёзки. А вот сверкают на солнце ярко-зелёные иголки соснЫ. Небольшой ветерок, слегка колыхающий кроны деревьев, создаёт приятный шум. Деревья словно разговаривают друг с другом и обращаются к проходящим мимо людям.
А людей этим утром немного. Вот улыбаясь идёт девушка. Её длинные волосы оттенка мёда и платины будто сливаются с золотой листвой берёз. Да и сама девушка стройна, как берёзка. Навстречу девушке идёт юноша с ярко-красными волосами. В наушниках у него играет музыка, и он покачивается ей в такт. Юноша похож на рябину, такой же рубиновый, и качается как это дерево, только рябинка от ветра, а он под звуки музыки. Немного поодаль вышагивает крепкий широкоплечий мужчина. Невольно я сравниваю его с массивной сосной, мимо которой он проходит. Мужчина излучает уверенность и надёжность, он такой же сильный, как это дерево.
Я подумал, что люди, как деревья, разных цветов и оттенков. Они не похожи друг на друга, но в целом образуют красоту и гармонию. Как же прекрасен этот мир, созданный Богом!
Все выпуски программы Утро в прозе
19 апреля. О грехе уныния
В 17-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Весёлое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости».
О грехе уныния, — протоиерей Максим Первозванский.
19 апреля. Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака
В 22-й главе Книги «Бытие» рассказывается о готовности Авраама принести сына своего Исаака в жертву.
Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака, — протоиерей Василий Гелеван.