1 Тим., 282 зач., II, 1-7.
1 Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, 2 за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, 3 ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, 4 Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.
5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, 6 предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство, 7 для которого я поставлен проповедником и Апостолом,- истину говорю во Христе, не лгу,- учителем язычников в вере и истине.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Мегаполисами» в наши дни принято именовать города огромные по территории и населенные большим количеством жителей. Интересно, что первые мегаполисы возникли еще в эпоху античности. Классическим примером древнего мегаполиса являлся Эфес, который благодаря выгодному расположению стал настоящими торговыми и культурными воротами из Европы в Азию и наоборот. На улицах Эфеса встречались и общались между собой представители разных народов, а сам город был наполнен всевозможными культурными и религиозными веяниями — далеко не всегда позитивными. С древних времен в Эфесе процветал культ языческой богини Артемиды. Посреди города возвышался храм Артемиды, который называли одним из семи чудес света. Днем здесь проходили народные собрания и заключались торговые сделки, а ночью совершались кровавые мистерии. Культ Артемиды казался непоколебимым, но все изменилось в 56 году, когда в Эфес с проповедью прибыл апостол Павел. Деятельность Павла привлекла в христианство стольких жителей города, что капище Артемиды начало пустеть. Успех, достигнутый Павлом, был закреплен его учеником, тоже апостолом — Тимофеем. Впрочем, служение апостола Тимофея в Эфесе не было беззаботным. Культ Артемиды был силен и привлекателен — в особенности для тех христиан, которые в прошлом исповедовали язычество. Тимофею приходилось усердно заботиться о том, чтобы бывшие язычники не возвращались к прежнему образу жизни. Положение осложнялось двумя обстоятельствами. Первое заключалось в том, что Тимофей был ребенком от смешанного брака. Отцом его был эллин-язычник, а матерью — еврейка, принявшая христианство. В церковной общине Эфеса никто не считал это важным, но вне ее эллины и иудеи высказывали по отношению к Тимофею всяческое презрение. Вторым препятствием в служении ученика апостола Павла было то, что по меркам своей эпохи Тимофей был еще молодым человеком — на момент прибытия в Эфес ему исполнилось тридцать пять лет. Сегодня это возраст, по достижении которого мужчина считается зрелым, но в древности руководителем он мог стать только в сорок лет. Вот почему язычники позволяли себе утверждать, что христиан Эфеса управляет какой-то юнец. Узнав об этом, апостол Павел направил своему ученику два послания. В них он утешает Тимофея и напоминает ему, что определяющим является не телесный возраст, а зрелость духа. Апостол прямо свидетельствует, что его ученик в полной мере готов к служению Церкви. Действительно, Тимофей свидетельствовал о Христе окружающим не только словами — все его поступки служили эталоном воплощения в жизнь христианских принципов. Кроме того, Тимофей проводил немногие свободные часы не в праздности, а в чтении и более глубоком изучении основ учения Христа. Все это способствовало тому, что благодаря деятельности такого пастыря как Тимофей культ Артемиды благополучно сошел на нет, а Церковь Эфеса возрастала и крепла.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (19.03.2024)
Курская Коренная икона Божией Матери. Крымская эвакуация 1920 года
С первых дней революции 1917 года стало ясно, что большевики намерены уничтожить православную веру. По всей России началось разорение храмов и монастырей, полилась мученическая кровь. Для борьбы с большевиками русские офицеры объединились в Белую гвардию. Но противостояние оказалось неравным. Белогвардейцы постепенно отступали за пределы России, а вместе с ними покидали родину тысячи соотечественников.
В изгнании оказались не только люди, но и христианские святыни. В октябре 1919 года Курский епископ Феофан (Гаврилов), уезжая из родной епархии от большевистского террора, спас от поругания древнюю Курскую Коренную икону Божией Матери. Весной 1920 года святыня была доставлена сначала в Грецию, затем в Сербию.
Но через полгода реликвия вновь вернулась на родину. А именно — в Крым, который оставался последней частичкой свободной русской земли. Возглавлявший сопротивление большевикам генерал Пётр Врангель обратился с прошением к епископу Феофану доставить Курскую Коренную икону на полуостров. Военачальник надеялся, что встреча с чудотворным образом воодушевит солдат и офицеров на оборону. И Курский святитель откликнулся на просьбу. Древняя икона прибыла в Севастополь 14 сентября 1920 года. Встречать её вышел практически весь город. Людей охватила необычайная радость, словно сама Богородица посетила многострадальную русскую землю.
Полтора месяца Белая гвардия держала оборону, но в итоге всё же сдала свои позиции. Началась Крымская эвакуация — очередной исход русских людей с Родины. Из портов полуострова вышло сто двадцать шесть судов, вместивших в себя сто сорок шесть тысяч человек. Среди них были и архиереи, создавшие впоследствии Синод Русской Православной Церкви Заграницей. Эвакуация проходила спокойно и организованно. Несмотря на возрастающую с каждым часом опасность прихода большевиков, беженцы не впадали в панику. Эмигрантов укрепляла мысль, что Божия Матерь сопутствует им своей чудотворной иконой.
Святыня покидала Родину на корабле «Генерал Алексеев», который держал курс на Константинополь. Стоя на палубе этого судна, епископ Феофан вознёс над головой Курский Коренной образ и благословил им русскую землю.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Митрополит Исидор (Никольский)
В тысяча восемьсот двадцать девятом году настоятелем Петропавловского монастыря во Мценске Орловской губернии назначили молодого архимандрита Исидора. Новый настоятель устроил в монастыре ежедневные трапезы для бедных, организовал сбор тёплых вещей для раздачи нищим, открыл сиротский приют. Люди звали его родным отцом и с плачем провожали, когда через четыре года архимандрит Исидор по приглашению самого митрополита Филарета Дроздова, уезжал в Москву: помогать святителю Филарету в его трудах по переводу Библии с церковнославянского на русский язык.
Будущий митрополит Исидор (Никольский) родился в семье бедного диакона и с первых же дней жизни узнал, что такое нужда. Ему исполнился всего один год, когда он остался сиротой. Дядя выучил мальчика грамоте; знакомые помогли поступить в Тульское духовное училище. Благодаря доброте окружающих его людей, Яков — так звали будущего митрополита до принятия монашеского пострига — скоро встал на ноги, и дальше двигался уже самостоятельно: семинария, столичная духовная Академия, монашество.
В тысяча восемьсот шестидесятом году Исидора, возведённого к тому времени в сан митрополита, назначили архиереем Санкт-Петербургской, Новгородской и Финляндской епархии. Здесь при Александро-Невской Лавре митрополит основал целую сеть благотворительных учреждений. В тысяча восемьсот шестьдесят втором году он учредил Епархиальный дом призрения для бедных духовного звания. Здесь безвозмездно проживали вдовы священнослужителей и дети, оставшиеся без родительского попечения. Для них при Доме призрения было открыто училище. Впоследствии в народе это учреждение получило название по имени своего основателя: Исидоровский дом убогих.
В тысяча восемьсот восемьдесят четвертом году в новгородском Деревяницком женском монастыре митрополит Исидор Никольский основал епархиальное училище для девиц духовного звания. В постройку трёхэтажного корпуса владыка вложил собственные средства. Училище на бесплатной основе принимало девушек из малообеспеченных семей. Подобное женское училище митрополит Исидор устроил и в Петербурге. В тысяча восемьсот восемьдесят девятом году владыка построил при училище домовую церковь, которую освятил во имя преподобного Исидора Пелусиотского.
В июле тысяча восемьсот девяносто первого года в один из Петербургских храмов пришла группа столичных литераторов с просьбой отслужить панихиду по поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову — в эти дни исполнялось пятьдесят лет с момента его гибели. Настоятель храма был озадачен: Лермонтов погиб на дуэли, что по церковным правилам приравнивалось к самоубийству. А по самоубийцам панихид не служат, — рассудил священник и в поминовении отказал, направив литераторов за разрешением вопроса к архиерею.
Митрополит Исидор принял и внимательно выслушал литераторов. Некоторое время владыка раздумывал, а потом ответил: «Бог рассудит! Я же дозволяю служить панихиду по умершему — ради живых, по вере их и любви!»
Поступать с людьми по любви митрополит Исидор старался на протяжении всей своей жизни. До самой кончины в тысяча восемьсот девяносто втором году он в Александро-Невской лавре принимал просителей и всем с любовью и добром обязательно помогал. Давал погорельцам деньги на строительство новых домов; определял сирот в приюты, бедным вдовам подыскивал достойную работу. Усердно трудился он и на посту главного попечителя Императорского человеколюбивого общества и за свою благотворительную деятельность был удостоен личной высочайшей благодарности от императора Александра Второго и многих государственных и церковных наград.
Все выпуски программы Имена милосердия