
Апостол Павел
1 Тим., 286 зач., V, 11-21.

Комментирует священник Антоний Борисов.
В православной церковной традиции существует такое понятие — икономия. Слово это греческое и в прямом переводе означает — домостроительство или забота о домашнем хозяйстве. В переносном смысле под икономией понимается некоторое оправданное отступление от церковных законов, их смягчение в силу объективных и уважительных обстоятельств. Вот и в отрывке из пятой главы первого послания апостола Павла к Тимофею говорится об икономии. Данный текст читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
11 Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак.
12 Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру;
13 притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно.
14 Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию;
15 ибо некоторые уже совратились вслед сатаны.
16 Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц.
17 Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.
18 Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей.
19 Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.
20 Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели.
21 Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию.
Итак, в прозвучавшем чтении из первого послания апостола Павла к Тимофею мы с вами услышали описание древней практики икономии. Речь про молодых вдов. Древнецерковное представление о том, как должна жить христианка, потерявшая мужа, было довольно строгим. Эта женщина не должна была выходить замуж повторно, но хранить верность умершему супругу, на деле подтверждая веру в святость и нерушимость брака. Вдовы также призывались к служению милосердия. Им Церковь поручала заботиться о бедных, больных, заключённых.
Однако далеко не все вдовы в христианской среде вели себя данным образом. Были те, кто только на словах исполнял положенное, а по факту занимался, как пишет Павел, распространением сплетен, организацией ссор и конфликтов, позоря и себя, и Церковь. Потому апостол и призывает своего ученика Тимофея выдавать молодых вдов замуж, чтобы они, разочарованные собственной личной жизнью, не портили её окружающим.
Да. Второй брак в древней Церкви воспринимался как нонсенс, как прямое и дерзкое нарушение заветов Христа. Но в ряде случаев икономия была возможной и даже необходимой. При этом, Павел указывает Тимофею, что вдова, вышедшая замуж, должна заниматься теперь семейными делами и оставить служение в Церкви. Чтобы не сложилась ситуация, когда эта женщина, сначала имитировавшая церковное служение, начнёт пренебрегать семейными обязанностями, ссылаясь на обязанности в храме. Икономия, как смягчение тех или иных норм, не является способом оправдать чьё-либо лукавство.
Упоминает в прозвучавшем послании апостол Павел и пресвитерское, то есть священническое служение. Здесь апостол тоже, по большому счёту, проявляет икономию. Нормой для того времени было, чтобы священники работали — совмещали церковное служение и светскую трудовую деятельность. Сам Павел зарабатывал на жизнь различными ремеслами. Но в отношении пресвитеров-тружеников, полностью посвятивших себя Церкви, апостол просит Тимофея проявить снисхождение. И тем, кто всё своё время отдаёт богослужению, проповеди, научению людей, дозволить жить за счёт пожертвований.
Но за пресвитерами и, прежде всего, за теми, кто только служит, но не работает, Павел призывает Тимофея следить строго, но непредвзято. Если на какого-то священника поступает жалоба, то она должна иметь подтверждение сразу от нескольких людей, чтобы не было места для субъективной клеветы. А если пресвитер всё же согрешил, ошибся, то указать на неправоту необходимо тоже при свидетелях из числа священников. Чтобы и они получили вразумление. Но делать это нужно с любовью, разделяя человека и его ошибки, как к тому призывает нас древний церковный принцип икономии.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Помощь в Курске». Ольга Нарыкова
Гостьей программы «Делатели» была координатор церковного центра помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям в Курске Ольга Нарыкова.
Разговор посвящён истории создания центра при Свято-Троицком монастыре в Курске. В первые дни самой главной задачей было накормить людей и дать им кров. Постепенно помощь стала более адресной: к продуктам и вещам добавились лекарства, медицинское сопровождение, юридические консультации, поддержка пожилых и работа с детьми.
Ольга Нарыкова делится опытом координации добровольцев и говорит о том, что сегодня особенно нужны помощники для одиноких стариков — просто прийти, помыть, приготовить, убрать. Даже несколько часов внимания могут стать настоящей поддержкой.
Отдельная тема беседы — сотрудничество с инклюзивным центром «Дышим вместе», где помогают детям с особенностями развития и дают мамам возможность немного передохнуть.
Ведущий напоминает, что присоединиться к помощи можно и через пожертвования, и через волонтёрство: каждый вклад становится важным делом милосердия.
Все выпуски программы Делатели
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM