
Апостол Павел
1 Тим., 286 зач., V, 11-21.

Комментирует священник Антоний Борисов.
В православной церковной традиции существует такое понятие — икономия. Слово это греческое и в прямом переводе означает — домостроительство или забота о домашнем хозяйстве. В переносном смысле под икономией понимается некоторое оправданное отступление от церковных законов, их смягчение в силу объективных и уважительных обстоятельств. Вот и в отрывке из пятой главы первого послания апостола Павла к Тимофею говорится об икономии. Данный текст читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
11 Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак.
12 Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру;
13 притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно.
14 Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию;
15 ибо некоторые уже совратились вслед сатаны.
16 Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц.
17 Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.
18 Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей.
19 Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.
20 Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели.
21 Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию.
Итак, в прозвучавшем чтении из первого послания апостола Павла к Тимофею мы с вами услышали описание древней практики икономии. Речь про молодых вдов. Древнецерковное представление о том, как должна жить христианка, потерявшая мужа, было довольно строгим. Эта женщина не должна была выходить замуж повторно, но хранить верность умершему супругу, на деле подтверждая веру в святость и нерушимость брака. Вдовы также призывались к служению милосердия. Им Церковь поручала заботиться о бедных, больных, заключённых.
Однако далеко не все вдовы в христианской среде вели себя данным образом. Были те, кто только на словах исполнял положенное, а по факту занимался, как пишет Павел, распространением сплетен, организацией ссор и конфликтов, позоря и себя, и Церковь. Потому апостол и призывает своего ученика Тимофея выдавать молодых вдов замуж, чтобы они, разочарованные собственной личной жизнью, не портили её окружающим.
Да. Второй брак в древней Церкви воспринимался как нонсенс, как прямое и дерзкое нарушение заветов Христа. Но в ряде случаев икономия была возможной и даже необходимой. При этом, Павел указывает Тимофею, что вдова, вышедшая замуж, должна заниматься теперь семейными делами и оставить служение в Церкви. Чтобы не сложилась ситуация, когда эта женщина, сначала имитировавшая церковное служение, начнёт пренебрегать семейными обязанностями, ссылаясь на обязанности в храме. Икономия, как смягчение тех или иных норм, не является способом оправдать чьё-либо лукавство.
Упоминает в прозвучавшем послании апостол Павел и пресвитерское, то есть священническое служение. Здесь апостол тоже, по большому счёту, проявляет икономию. Нормой для того времени было, чтобы священники работали — совмещали церковное служение и светскую трудовую деятельность. Сам Павел зарабатывал на жизнь различными ремеслами. Но в отношении пресвитеров-тружеников, полностью посвятивших себя Церкви, апостол просит Тимофея проявить снисхождение. И тем, кто всё своё время отдаёт богослужению, проповеди, научению людей, дозволить жить за счёт пожертвований.
Но за пресвитерами и, прежде всего, за теми, кто только служит, но не работает, Павел призывает Тимофея следить строго, но непредвзято. Если на какого-то священника поступает жалоба, то она должна иметь подтверждение сразу от нескольких людей, чтобы не было места для субъективной клеветы. А если пресвитер всё же согрешил, ошибся, то указать на неправоту необходимо тоже при свидетелях из числа священников. Чтобы и они получили вразумление. Но делать это нужно с любовью, разделяя человека и его ошибки, как к тому призывает нас древний церковный принцип икономии.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов

У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«Святые отцы и их творения». Священник Евгений Шилов
Гостем программы «Светлый вечер» был клирик храма святого великомученика Георгия Победоносца в Коптеве, доцент кафедры аксиологических проблем и религиозной мысли РГСУ, преподаватель Московской духовной академии священник Евгений Шилов.
Тема выпуска — древние отцы Церкви: зачем читать их сегодня, как они формировали христианское вероучение и почему их труды остаются живыми и актуальными. Отец Евгений говорит о мужах апостольских и первых апологетах, о восточных и западных отцах — от Василия Великого и Григория Богослова до блаженного Августина.
Гость подчёркивает, что центр всей святоотеческой мысли — Христос: приближаясь к Нему, человек познаёт самого себя. Он советует начинать знакомство с творениями святых отцов с изучения истории Церкви, а затем выбирать тех авторов, чьи тексты ближе сердцу, читая их с рассуждением и вниманием к адресатам.
Чтение святых отцов, отмечает отец Евгений, помогает почувствовать единство Церкви всех времён и ведёт к главной цели христианской жизни — приближению ко Христу.
Все выпуски программы Светлый вечер