1 Тим., 286 зач., V, 11-21.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В православной церковной традиции существует такое понятие — икономия. Слово это греческое и в прямом переводе означает — домостроительство или забота о домашнем хозяйстве. В переносном смысле под икономией понимается некоторое оправданное отступление от церковных законов, их смягчение в силу объективных и уважительных обстоятельств. Вот и в отрывке из пятой главы первого послания апостола Павла к Тимофею говорится об икономии. Данный текст читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
11 Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак.
12 Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру;
13 притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно.
14 Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию;
15 ибо некоторые уже совратились вслед сатаны.
16 Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц.
17 Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.
18 Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей.
19 Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.
20 Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели.
21 Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию.
Итак, в прозвучавшем чтении из первого послания апостола Павла к Тимофею мы с вами услышали описание древней практики икономии. Речь про молодых вдов. Древнецерковное представление о том, как должна жить христианка, потерявшая мужа, было довольно строгим. Эта женщина не должна была выходить замуж повторно, но хранить верность умершему супругу, на деле подтверждая веру в святость и нерушимость брака. Вдовы также призывались к служению милосердия. Им Церковь поручала заботиться о бедных, больных, заключённых.
Однако далеко не все вдовы в христианской среде вели себя данным образом. Были те, кто только на словах исполнял положенное, а по факту занимался, как пишет Павел, распространением сплетен, организацией ссор и конфликтов, позоря и себя, и Церковь. Потому апостол и призывает своего ученика Тимофея выдавать молодых вдов замуж, чтобы они, разочарованные собственной личной жизнью, не портили её окружающим.
Да. Второй брак в древней Церкви воспринимался как нонсенс, как прямое и дерзкое нарушение заветов Христа. Но в ряде случаев икономия была возможной и даже необходимой. При этом, Павел указывает Тимофею, что вдова, вышедшая замуж, должна заниматься теперь семейными делами и оставить служение в Церкви. Чтобы не сложилась ситуация, когда эта женщина, сначала имитировавшая церковное служение, начнёт пренебрегать семейными обязанностями, ссылаясь на обязанности в храме. Икономия, как смягчение тех или иных норм, не является способом оправдать чьё-либо лукавство.
Упоминает в прозвучавшем послании апостол Павел и пресвитерское, то есть священническое служение. Здесь апостол тоже, по большому счёту, проявляет икономию. Нормой для того времени было, чтобы священники работали — совмещали церковное служение и светскую трудовую деятельность. Сам Павел зарабатывал на жизнь различными ремеслами. Но в отношении пресвитеров-тружеников, полностью посвятивших себя Церкви, апостол просит Тимофея проявить снисхождение. И тем, кто всё своё время отдаёт богослужению, проповеди, научению людей, дозволить жить за счёт пожертвований.
Но за пресвитерами и, прежде всего, за теми, кто только служит, но не работает, Павел призывает Тимофея следить строго, но непредвзято. Если на какого-то священника поступает жалоба, то она должна иметь подтверждение сразу от нескольких людей, чтобы не было места для субъективной клеветы. А если пресвитер всё же согрешил, ошибся, то указать на неправоту необходимо тоже при свидетелях из числа священников. Чтобы и они получили вразумление. Но делать это нужно с любовью, разделяя человека и его ошибки, как к тому призывает нас древний церковный принцип икономии.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Юрий Пименов. «Железнодорожная станция»
— Взгляните, Андрей Борисович. Оказывается, здесь, в Барнаульском художественном музее, есть работа Юрия Пименова!
— А, картина «Железнодорожная станция»! Сильная вещь! Хотя и скупая на краски, почти монохромная. В сизых тонах изображены полотно железной дороги, лестница и надземный переход. Всё пространство затянуто дымом из труб тепловозов. Какого цвета одежда на людях можно понять лишь по бликам. Зритель скорее догадывается, что на женщине, всматривающейся вдаль, пальто бордовое, а на мальчике, который несет котёнка — шоколадное.
— Да, есть в этой работе какая-то кинематографичность.
— Верно! Как будто в фильме внезапно переключили изображение с цветного на чёрно-белое, а твой мозг пытается воссоздать колорит по памяти.
— И только стоп-сигнал семафора отчётливо горит красным огнём. Эта яркая деталь на общем сером фоне внушает тревогу. Как и бесконечные прямые линии, пересекающиеся между собой: рельсы и шпалы исполосовали землю, железная лестница с прогалами между ступенями решёткой расчертила пространство.
— Тревога — главный герой картины, что вполне оправдано. Полотно написано в 1940 году. Уже началась Вторая мировая война, в обществе витает предчувствие беды, которая вскоре обрушится на страну.
— Но это же уму непостижимо, Андрей Борисович! Как художник смог передать предчувствие?
— Думаю, здесь все дело в правдивости и внимании к деталям. Юрий Пименов ухватил приметы времени. Это фасоны пальто, предметы в руках героев — плетёная корзинка, бидон. И мы с вами, имея определённый багаж знаний, угадали временной период.
— Не просто угадали — погрузились в его атмосферу.
— А эффект погружения возникает благодаря таким подробностям изображения, как дым, стелющийся над рельсами, котёнок в руках у мальчика. Смотришь, и почти физически ощущаешь специфический запах железной дороги, нежную шёрстку под рукой. Юрий Пименов мастер подобных эффектов.
— И здесь эти эффекты создают особое дорожное настроение, показывают душевное состояние человека, который находится далеко от дома.
— Дорога — любимая тема художника. Пименов рассматривает её не только в буквальном, но и в широком философском смысле, как путь от рождения в вечность. Или как поток жизни, в котором ценен каждый миг — и счастливый, и драматичный, как на картине «Железнодорожная станция».
— Ценен каждый миг, говорите? А вот мне всегда хочется поскорее закрыть тревожную страницу жизни, если случается что-то печальное.
— Это желание понятно. Но опыт показывает: когда приходит испытание, лучше довериться Богу и принять всё, что Он посылает. Принять с лёгким сердцем, в детской простоте. И тогда будут и силы, чтобы преодолеть трудности, и радостные открытия. Страдания как будто выводят жизнь на новый уровень. Мне кажется, эта мысль присутствует и в картине Юрия Пименова «Железнодорожная станция».
— Поясните?
— Лестница, по которой люди поднимаются от железнодорожных путей к переходу — это же древний символ. Она ведет вверх, к небу, которое синими всполохами проглядывает среди клубов дыма. И в этом образе сердце находит надежду.
Картину Юрия Пименова «Железнодорожная станция» можно увидеть в Барнауле, в Государственном художественном музее Алтайского края.
Все выпуски программы: Краски России
Проверка жизнью. Елена Смаглюк
Однажды, нам как многодетной семье необходимо было переоформить документы на получение пособий. Процедура в целом не сложная. Главное собрать все документы. А их требовалось около сотни.
Как только все готово, документы отправляются на проверку, которая проходит в автоматическом режиме. То, что мы предоставили сопоставляется со списком того, что мы должны предоставить по условиям программы. И в зависимости от этого либо запускается процесс дальнейшего оформления пособия, либо приходит отказ.
Для меня работа с документами — самая нелюбимая. При помощи мужа, мы собрали, казалось, всё необходимое. Я помолилась и подала документы на проверку. В установленный срок мы получили ответ — отказ.
Бывает. Видимо, что-то не так оформили. Снова подготовили пакет документов, снова отправили. Я поняла, что молитву надо усилить. Помолилась. И ... снова отказ.
А вот тут-то стало уже немного не по себе. Но после третьего отказа молиться стало трудно. Я и просила, и умоляла, и уверяла Бога в искренней вере в Его поддержку.
Четвертый отказ.
Отказы приходили нам по разным причинам, то какого-то документа не хватало, то что-то оформлено по устаревшим стандартам, то что-то потеряло силу в виду истечения срока действия и так далее.ф
Как же я умоляла Бога о помощи, и уверяла Его в молитве — я верю, что на этот раз Он все точно управит. И, снова отказ. Пятый.
Я расплакалась. Было чувство огромной обиды на Бога! Шла по улице, плакала и думала, что же я сделала не так? Где в моей молитве была не права, где ошиблась, почему Господь мне не помог?
И вдруг поняла, что я не была готова принять любое Его решение. В данной ситуации, я должна была честно пройти это испытание, пройти этот путь и остаться верной Богу. А я? Решила воспользоваться Богом, как волшебной палочкой? И не допустила мысли, что воля Господа могла быть другой.
В тот момент молитва вообще застряла, как ком в горле. Я молчала и физически, и мысленно. И Бог ответил. В голове ярко вспомнилась молитва Христа в Гефсиманском саду: «Отче Мой! Пронеси чашу сию мимо Меня! Впрочем, не как Я хочу, но как Ты!»
Документы у нас приняли только на седьмой раз, но как же мне хочется верить, что, если бы их не приняли, я бы всё равно могла прошептать: «Впрочем, не как я хочу, но как Ты».
Автор: Елена Смаглюк
Все выпуски программы Частное мнение
24 декабря. О благодарении Богу
22 декабря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в новоосвященном храме святых равноапостольных Константина и Елены в районе Митино города Москвы.
На проповеди по завершении богослужения Святейший патриарх говорил о благодарении Богу.
Слова Иоанна Златоуста: «Благодарение Богу ничего не прибавляет Ему, но оно нас приближает к Нему». Каждое благодарение Господу — это есть маленький шаг навстречу к Нему. А чем мы ближе к Нему, тем больше изливается на нас Его милость, Его благодать, Его сила. Поэтому благодарение есть непременные условия подлинной религиозной жизни человека. Нельзя только просить, нужно непременно благодарить. И через это благодарение Богу приближаться к Нему, а значит и получать дары Господни.
Насколько важно благодарение — что самое величайшее богослужение, святая Евхаристия и означает благодарение. Греческое слово «Эвхаристу» — это спасибо. Литургия — это то, когда мы спасибо говорим Господу, когда мы Его благодарим за все. За то, что Он мир этот создал, за то, что мы в этом мире, за то, что мы собираемся как община, что мы приносим бескровную жертву и через вкушение Тела и Крови Господа, соединяемся с Ним и получаем великую благодатную силу.
Самое важное богослужение Церкви — это и есть богослужение благодарения. А поелику так, как же важно благодарение Богу и в нашей личной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема