1 Тим., 284 зач., III, 14 — IV, 5
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Может ли аскетическая жизнь быть опасной и в чем это проявляется? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 3-й и 4-й глав первого послания апостола Павла к Тимофею, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 3.
14 Сие пишу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе,
15 чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.
16 И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.
Глава 4.
1 Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским,
2 через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей,
3 запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением.
4 Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением,
5 потому что освящается словом Божиим и молитвою.
Мир, в который пришёл Христос и в котором звучала проповедь апостолов, — это мир греко-римской культуры. Одним из краеугольных камней, на котором покоилось основание всей образованности и учёности этого мира, был великий Платон. Его идеи формировали умонастроение эпохи. Одно из самых живучих положений его философии — это жёсткое противопоставление материального начала и духовного. Тело — это всего лишь темница души. Цель жизни — освободиться от его оков и вернуться в мир духовный. Эти идеи Платона были очень популярны среди представителей различных религиозных практик. Проникли они и в христианство. В частности, ими заразились и некоторые из церковной общины города Ефес. Епископом в этом городе был Тимофей, которому и адресовано только что прозвучавшее послание.
Дело в том, что некоторые христиане доводили идеи древнего философа до крайностей. В своей повседневной жизни они начинали гнушаться естественными человеческими потребностями и тем, что с ними связано. Они считали, что дух — это абсолютное благо, материя — абсолютное зло. Всякое проявление телесности становилось для них скверной. Так они с пренебрежением относиться к разного рода пище. Например, принципиально отказывались есть мясо. Под удар попали супружеские отношения и сам институт семьи. Ведь инстинкт к размножению — это животный инстинкт. Следовательно, он нечист. И они призывали подавлять его. И вообще во всех сферах жизни они проповедовали строгий аскетизм и воздержание.
Апостол Павел обличает эти настроения. Ведь Сам Бог явился во плоти и освятил Своим Воплощением всё человеческое. Апостол утверждает, что нет в мире ничего нечистого. Ведь всё — творение Божие. Здесь Павел намекает на первую главу книги Бытия, в которой говорится: «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма». Там же Господь Сам заповедал людям вкушать всё, чем они владеют: «Всё движущееся, что живёт, будет вам в пищу». Наконец, Сам Творец благословил брачный союз: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю».
Крайности, которые обличает Павел, проявляются в духовной жизни во все времена. А потому и нам следует помнить, что проблема не в телесности. Проблема в человеческой воле, которую мы не можем использовать по назначению. Я эгоцентрик, потребитель, человек с ненасытной утробой, который, как чёрная дыра, стремится поглотить всё, что встречается ему на пути. Осознанно или неосознанно я всё стремлюсь превратить в источник энергии, в батарейку. Не только пищу, но и людей, из которых я порой высасываю жизнь капля за каплей. Я делаю окружающий мир — миром для себя любимого. Это полигон для удовлетворение моих хотелок. В итоге я оскверняю всё, к чему бы ни прикоснулся. Поэтому дело здесь не в материальности. Дело в том, что глубоко в моей голове живёт неверная установка. И вместо того, чтобы винить своё естество и Божие творение, её-то и необходимо изменить. Если я сформирую в себе навык помнить, что моя главная цель во всём искать волю Бога и служить окружающим, отдавать им время, силы и другие таланты, я могу спокойно есть мясо и вступать в супружеские отношения. Я смогу убедиться на собственном опыте: чем больше я воплощаю в своей жизни евангельский идеал служения Богу и людям, тем бережней я начинаю пользоваться всем, что даёт мне Господь, тем охотней я разделяю эти подарки Небесного Отца со своими ближними, тем глубже в моём сердце укореняется чувство благодарности Богу.
Николай Чехов. «Крестьянский мальчик (Ванька Жуков)»
— Дядя Андрей, ты видел раньше вот эту картину? «Крестьянский мальчик» Николая Чехова.
— Да, Паша, видел. Я много раз бывал здесь, в Таганрогском художественном музее.
— А я впервые. И очень меня это произведение тронуло! Хотя, казалось бы, что особенного? Изображение крестьянского мальчика на холсте тридцать на сорок сантиметров. Курносый профиль, ухо, как пельмень, круглый подбородок. Светло-рыжие волосы торчат из-под нелепой фуражки.
— Ну, нелепым высокий картуз с козырьком кажется только на взгляд из двадцать первого века. А в 1881 году, когда создавалась картина, это была модная вещица. Полагаю, художник свой головной убор надел мальчишке на голову, чтобы его развеселить.
— И не получилось! Ребёнок не по-детски серьёзен. Пухлые губы сосредоточенно поджаты, брови удивлённо приподняты. И взгляд печальный.
— Усталый.
— О чём и речь! Юному герою картины несладко приходится. И так жаль мальчишку! Подобное чувство я испытывал, когда читал рассказ Антона Чехова «Ванька» о таком же вот несчастном подростке, который живёт у чужих людей и страдает. Писатель, кстати, не родственник художнику Николаю Чехову?
— Родной брат. Всего у Чеховых было семеро детей. Николай родился вторым, Антон третьим. Они выросли здесь, в Таганроге. А в 1876 году семейство перебралось в Москву. Восемнадцатилетний Николай к этому времени поступил в столичное училище живописи, ваяния и зодчества.
— А Антон?
— А Антон в свои шестнадцать остался в Таганроге один, доучиваться в гимназии. Чтобы прокормиться, продавал вещи, подрабатывал репетитором.
— А родители ему не помогали?
— Не было возможности. Глава семьи, Павел Егорович, был из крепостных, смог стать купцом второй гильдии, но разорился. И в столице переселенцы бедствовали. Тогда их очень выручал художественный дар Николая. Он много рисовал за деньги, чтобы прокормить родных. Заказчики отмечали его талант писать портреты, передавать характер человека, настроение, боль и радость.
— Потому и смог Николай Чехов так точно проиллюстрировать рассказ своего брата.
— Картина «Крестьянский мальчик» — вовсе не иллюстрация. Историю Ваньки Жукова Антон Павлович написал через пять лет после того, как Николай Павлович создал своё полотно. Это общественное мнение связало воедино проникновенные произведения братьев. И даже на некоторых выставках в конце девятнадцатого, начале двадцатого века портрет экспонировался под названием «Ванька Жуков».
— И это неудивительно! Картина и рассказ — как две части единого целого.
— Пожалуй! Николай и Антон Чеховы обладали особым даром сострадания. В своём творчестве они призывали людей относиться друг к другу внимательней и милосердней. Именно это роднит картину «Крестьянский мальчик» с рассказом «Ванька».
Картину Николая Чехова «Крестьянский мальчик» можно увидеть в Таганрогском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема