
Апостол Павел
1 Тим., 284 зач., III, 14 — IV, 5
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Может ли аскетическая жизнь быть опасной и в чем это проявляется? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 3-й и 4-й глав первого послания апостола Павла к Тимофею, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 3.
14 Сие пишу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе,
15 чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.
16 И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.
Глава 4.
1 Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским,
2 через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей,
3 запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением.
4 Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением,
5 потому что освящается словом Божиим и молитвою.
Мир, в который пришёл Христос и в котором звучала проповедь апостолов, — это мир греко-римской культуры. Одним из краеугольных камней, на котором покоилось основание всей образованности и учёности этого мира, был великий Платон. Его идеи формировали умонастроение эпохи. Одно из самых живучих положений его философии — это жёсткое противопоставление материального начала и духовного. Тело — это всего лишь темница души. Цель жизни — освободиться от его оков и вернуться в мир духовный. Эти идеи Платона были очень популярны среди представителей различных религиозных практик. Проникли они и в христианство. В частности, ими заразились и некоторые из церковной общины города Ефес. Епископом в этом городе был Тимофей, которому и адресовано только что прозвучавшее послание.
Дело в том, что некоторые христиане доводили идеи древнего философа до крайностей. В своей повседневной жизни они начинали гнушаться естественными человеческими потребностями и тем, что с ними связано. Они считали, что дух — это абсолютное благо, материя — абсолютное зло. Всякое проявление телесности становилось для них скверной. Так они с пренебрежением относиться к разного рода пище. Например, принципиально отказывались есть мясо. Под удар попали супружеские отношения и сам институт семьи. Ведь инстинкт к размножению — это животный инстинкт. Следовательно, он нечист. И они призывали подавлять его. И вообще во всех сферах жизни они проповедовали строгий аскетизм и воздержание.
Апостол Павел обличает эти настроения. Ведь Сам Бог явился во плоти и освятил Своим Воплощением всё человеческое. Апостол утверждает, что нет в мире ничего нечистого. Ведь всё — творение Божие. Здесь Павел намекает на первую главу книги Бытия, в которой говорится: «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма». Там же Господь Сам заповедал людям вкушать всё, чем они владеют: «Всё движущееся, что живёт, будет вам в пищу». Наконец, Сам Творец благословил брачный союз: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю».
Крайности, которые обличает Павел, проявляются в духовной жизни во все времена. А потому и нам следует помнить, что проблема не в телесности. Проблема в человеческой воле, которую мы не можем использовать по назначению. Я эгоцентрик, потребитель, человек с ненасытной утробой, который, как чёрная дыра, стремится поглотить всё, что встречается ему на пути. Осознанно или неосознанно я всё стремлюсь превратить в источник энергии, в батарейку. Не только пищу, но и людей, из которых я порой высасываю жизнь капля за каплей. Я делаю окружающий мир — миром для себя любимого. Это полигон для удовлетворение моих хотелок. В итоге я оскверняю всё, к чему бы ни прикоснулся. Поэтому дело здесь не в материальности. Дело в том, что глубоко в моей голове живёт неверная установка. И вместо того, чтобы винить своё естество и Божие творение, её-то и необходимо изменить. Если я сформирую в себе навык помнить, что моя главная цель во всём искать волю Бога и служить окружающим, отдавать им время, силы и другие таланты, я могу спокойно есть мясо и вступать в супружеские отношения. Я смогу убедиться на собственном опыте: чем больше я воплощаю в своей жизни евангельский идеал служения Богу и людям, тем бережней я начинаю пользоваться всем, что даёт мне Господь, тем охотней я разделяю эти подарки Небесного Отца со своими ближними, тем глубже в моём сердце укореняется чувство благодарности Богу.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер