Москва - 100,9 FM

Первое послание к Тимофею святого апостола Павла

* Поделиться

1 Тим., 283 зач., III, 1-13.

Глава 3.

1 Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.

2 Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, 

3 не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, 

4 хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; 

5 ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?

6 Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом.

7 Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую.

8 Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, 

9 хранящие таинство веры в чистой совести.

10 И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения.

11 Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем.

12 Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим.

13 Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

В свое время мне нередко приходилось беседовать с людьми, которые хотели принять таинство крещения или быть крестными родителями. Естественно, вопросы поднимались самые разные, мы говорили о вере и нравственности. Как и ожидалось, с верой, несмотря ни на что было проще, потому что она хоть содержательно и непростая, но лично от человека в ней мало что требуется. Кажется, только согласись с тем, что это так, и достаточно. А когда ты решил, что тебе во что бы то ни стало нужно креститься, ты соглашаешься практически со всем, даже если не до конца все понимаешь. С нравственностью все было гораздо сложнее. Взрослые боролись за свои привычки и мнения так, как будто от победы в споре зависела их жизнь. Собственно, она действительно зависела, только не физическая, а нравственная и духовная. Самое интересное, что одним из главных аргументов с их стороны, была очевидная, по их мнению, разница в требованиях, которые должны предъявляться к священникам и к мирянам, а среди мирян к церковным и нецерковным. «Это вам надо все это соблюдать, так как вы священники», — говорили они. Если же я приводил в пример кого-то, кто просто был моим знакомым или ходил к нам в храм, но не был священником и старался исполнять заповеди, они говорили: «Мы, конечно, хотим креститься, но не до фанатизма. Все эти ваши правила, они для вас церковных, а мы просто хотим быть крещеными, но жизнь менять не будем». На самом деле этот аргумент чрезвычайно распространен и услышать его можно практически от кого угодно.

Сегодняшнее чтение дает нам прекрасный повод посмотреть внимательнее на те требования, которые апостол Павел предъявляет к епископам и диаконам. Они могут показаться несколько необычными, потому что в то время церковная традиция была иной. Но то, что относится к нравственной сфере, остается вполне актуальным.

Итак, апостол пишет, что епископ должен быть непорочным, что означало, конечно, что он должен вести жизнь без пороков, так, чтобы быть неуязвимым для нападок. Для кого-нибудь уже эта характеристика может стать поводом к смущению. Ведь никто не может быть непорочным, это слишком высокая планка. Но зададим себе вопрос, можем ли мы сказать, что заповедь может позволять порочную жизнь кому бы то ни было? Думаю, вряд ли хоть кто-то с этим согласится, потому что с пороками призваны бороться все. Далее, если опустить неактуальные для современности поучения о семейной жизни епископов, мы увидим, что епископ должен быть трезв, то есть рассудителен, сдержан и умерен. Он должен быть целомудрен, то есть стремиться к внутренней собранности и благоразумию, наконец он должен быть благочинен и честен. Первое можно было бы перевести как порядочен, ну а с честностью и так все понятно. Также не нуждаются в переводе приветливость к странникам и миролюбие. Есть, впрочем, и запреты, из которых очевидно, что запрещены пьянство, драки, свары и корыстолюбие. И, конечно, мы понимаем, что эти заповеди снова относятся ко всем. Есть в описаниях апостола акценты, которые действительно характерны для деятельности епископа, такие как необходимость учить других людей вере или управлять Церковью. Но если смотреть на заповеди нравственного характера, станет очевидно, что все они в одинаковой мере относятся к любому из нас, кем бы мы ни были: епископами, священниками, диаконами или прихожанами.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Мы в соцсетях
******
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка

Другие программы
Мудрость святой Руси
Мудрость святой Руси
В программе представлены короткие высказывания русских праведников – мирян, священников, монахов или епископов – о жизни человека, о познании его собственной души, о его отношениях другими людьми, с природой, с Богом.
Философские ночи
Философские ночи
«Философские ночи». Философы о вере, верующие о философии. Читаем, беседуем, размышляем. «Философия — служанка богословия», — говорили в Средние века. И имели в виду, что философия может подвести человека к разговору о самом главном — о Боге. И сегодня в этом смысле ничего не изменилось. Гости нашей студии размышляют о том, как интеллектуальные гении разных эпох решали для себя мировоззренческие вопросы. Ведущий — Алексей Козырев, кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ. В гостях — самые яркие представители современного философского и в целом научного знания.
Жития святых
Жития святых
Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Александр Невский и многие другие - на их жизнь мы стараемся равнять свои жизни, к ним мы обращаемся с просьбами о молитвенном заступничестве перед Богом. Но так ли много мы знаем об их земной жизни и о том, чем конкретно они прославили себя в вечности? Лучше узнать о земной жизни великих святых поможет наша программа.
Стихи
Стихи
Звучат избранные стихотворения поэтов 19 – начала 20 веков о любви и дружбе, о временах года и праздниках, о лирическом настроении и о духовной жизни, о молитве, о городской жизни и сельском уединении.

Также рекомендуем