
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
1 Тим., 283 зач., III, 1-13.
Глава 3.
1 Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.
2 Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен,
3 не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив,
4 хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью;
5 ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?
6 Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом.
7 Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую.
8 Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы,
9 хранящие таинство веры в чистой совести.
10 И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения.
11 Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем.
12 Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим.
13 Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В свое время мне нередко приходилось беседовать с людьми, которые хотели принять таинство крещения или быть крестными родителями. Естественно, вопросы поднимались самые разные, мы говорили о вере и нравственности. Как и ожидалось, с верой, несмотря ни на что было проще, потому что она хоть содержательно и непростая, но лично от человека в ней мало что требуется. Кажется, только согласись с тем, что это так, и достаточно. А когда ты решил, что тебе во что бы то ни стало нужно креститься, ты соглашаешься практически со всем, даже если не до конца все понимаешь. С нравственностью все было гораздо сложнее. Взрослые боролись за свои привычки и мнения так, как будто от победы в споре зависела их жизнь. Собственно, она действительно зависела, только не физическая, а нравственная и духовная. Самое интересное, что одним из главных аргументов с их стороны, была очевидная, по их мнению, разница в требованиях, которые должны предъявляться к священникам и к мирянам, а среди мирян к церковным и нецерковным. «Это вам надо все это соблюдать, так как вы священники», — говорили они. Если же я приводил в пример кого-то, кто просто был моим знакомым или ходил к нам в храм, но не был священником и старался исполнять заповеди, они говорили: «Мы, конечно, хотим креститься, но не до фанатизма. Все эти ваши правила, они для вас церковных, а мы просто хотим быть крещеными, но жизнь менять не будем». На самом деле этот аргумент чрезвычайно распространен и услышать его можно практически от кого угодно.
Сегодняшнее чтение дает нам прекрасный повод посмотреть внимательнее на те требования, которые апостол Павел предъявляет к епископам и диаконам. Они могут показаться несколько необычными, потому что в то время церковная традиция была иной. Но то, что относится к нравственной сфере, остается вполне актуальным.
Итак, апостол пишет, что епископ должен быть непорочным, что означало, конечно, что он должен вести жизнь без пороков, так, чтобы быть неуязвимым для нападок. Для кого-нибудь уже эта характеристика может стать поводом к смущению. Ведь никто не может быть непорочным, это слишком высокая планка. Но зададим себе вопрос, можем ли мы сказать, что заповедь может позволять порочную жизнь кому бы то ни было? Думаю, вряд ли хоть кто-то с этим согласится, потому что с пороками призваны бороться все. Далее, если опустить неактуальные для современности поучения о семейной жизни епископов, мы увидим, что епископ должен быть трезв, то есть рассудителен, сдержан и умерен. Он должен быть целомудрен, то есть стремиться к внутренней собранности и благоразумию, наконец он должен быть благочинен и честен. Первое можно было бы перевести как порядочен, ну а с честностью и так все понятно. Также не нуждаются в переводе приветливость к странникам и миролюбие. Есть, впрочем, и запреты, из которых очевидно, что запрещены пьянство, драки, свары и корыстолюбие. И, конечно, мы понимаем, что эти заповеди снова относятся ко всем. Есть в описаниях апостола акценты, которые действительно характерны для деятельности епископа, такие как необходимость учить других людей вере или управлять Церковью. Но если смотреть на заповеди нравственного характера, станет очевидно, что все они в одинаковой мере относятся к любому из нас, кем бы мы ни были: епископами, священниками, диаконами или прихожанами.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема