1 Тим., 279 зач., I, 8-14.
Глава 1.
8 А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его,
9 зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц,
10 для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению,
11 по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.
12 Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение,
13 меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии;
14 благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Обычно имя писателя Клайва Льюиса ассоциируется с серией книг «Хроники Нарнии». Более осведомленные читатели вспомнят, что его перу принадлежит также «Космическая трилогия». Прочие замечательные произведения писателя широкой публике в России известны слабо. Так, например, мало кто скажет вам, в чём состоит сюжет книги «Кружной путь или блуждания паломника». И очень жаль — ведь именно в этом произведении Льюис при помощи различных символов и аллегорий описывает собственный путь к обретению веры.
Главный герой «Кружного пути» сбегает из страны Пуритании, так как нарушил закон, установленный её Хозяином. Спасаясь от наказания, персонаж отправляется в опасное и долгое путешествие. Целью его скитаний становится прекрасный остров, где нет места для жестокого закона. Насколько же огромным оказывается удивление героя, когда он обнаруживает, что именно на желанном острове и обитает Хозяин-Бог.
В итоге получается, что Хозяин и автор строгого закона, и олицетворение милости. Что хочет сказать нам Льюис? Фактически он пересказывает идею сегодняшнего отрывка из первого послания апостола Павла к Тимофею. Здесь апостол рассуждает о верном балансе между верой и законом. Указывая на приоритет веры, Павел, тем не менее, не отвергает и необходимости исполнения заповедей. Но в данном случае он подчёркивает, что соблюдение закона носит скорее ограничительный характер.
Заповеди, по мнению апостола, существуют, прежде всего, для контроля над пороками и прочими проявлениями зла в жизни людей. Но в то же время закон не является каким-то кодексом. Он, скорее, служит мерилом, позволяющим понять — с чем мы в данный момент имеем дело? С человеческой причудой или же видим перед собой нечто зловещее?
Грех в понимании христианства если и может быть назван преступлением, то только преступлением человека перед самим собой, поскольку нарушение заповеди Божией является фактически духовным самоубийством. И вот по какой причине. Грех — в переводе с греческого — означает «промах». Иными словами — преступая норму закона Господня, мы тратим дарованные свыше силы, способности, таланты, саму жизнь впустую. Растрачиваем богатство бытия.
Кто-то это осознаёт и добровольно отказывается от дел порока. Кому-то в лице закона необходим строгий педагог-наставник, который бы напоминал о недопустимости тех или иных действий. Но не потому, что их совершение приведёт к мести со стороны Бога, а потому что Господь хочет нам добра. В каком-то смысле в таком восприятии закон похож на табличку «Не влезай — убьёт», помещаемую на высоковольтный щиток. На такой табличке обычно рисуется череп с костями. Данное изображение пугает детей, но зато ограждает их от смерти. Вот и закон, угрожая нам наказанием, на самом деле, не стремится нас подвести под Божественные санкции, а оберегает от тяжких последствий греховных поступков. Но эти последствия опять же не месть Бога, а логическое и печальное продолжение уклонения человека во тьму порока.
Таким образом, в действиях Бога, в Его заповедях мы видим одновременно два направления действия, которые могут быть обозначены местоимениями «да» и «нет». Господь говорит «да» и благословляет любое проявление добра и света, но Он же говорит решительное «нет», осуждая зло и пороки, но не губя при этом их совершителя. Потому что природа нашего Творца — это любовь, не карающая, но и не безразлично прощающая, Бог, по слову Климента Александрийского, — Великий Педагог, а потому Он сообразует Свои действия в соответствии с уровнем духовного развития, на котором в данный момент находится человек. Кому-то сейчас полезно иметь перед глазами строгий закон, а кому-то вспомнить о безграничной милости Божией. Но при любом раскладе — целью Господа является приблизить нас к Себе, чтобы поделиться с нами вечной радостью Его совершенного Царства.
Как смайлики в письменной речи воздействуют на собеседника
С повседневным использованием интернета и соцсетей письменное общение постоянно видоизменяется. Игнорируются знаки препинания, предложения отправляются по частям, а не целиком, часто используются сокращения. И одним из важных инструментов интернет общения стали эмодзи, или смайлики.
Многие из нас не представляют себе переписку без этих эмоциональных помощников. Давайте же обсудим, насколько настроение беседы зависит от пиктограмм, то есть картинок-символов.
Предлагаю эксперимент. Представьте, что собеседник пишет вам такое сообщение: «Привет, ты можешь сегодня приехать ровно к восьми часам?» А теперь мысленно подставьте к этому нейтральному сообщению несколько эмодзи по очереди. Сначала смайлик с улыбкой, затем смайлик со сложенными просящими ладонями, а после — недовольный. Скажите, менялось ли ваше настроение от чтения сообщения с разными пиктограммами? Думаю, что большинство из вас скажет, что от смайлика зависит отношение как к сообщению, так и к его автору.
Я знаю людей, которые эмоционально реагируют на грустный смайлик и испытывают психологический дискомфорт. Они даже считают употребление таких эмодзи недопустимым в общении, поскольку это оказывает ментальное давление.
В общем можно сказать, что смайлики — это не просто знаки, а современный универсальный инструмент общения, и использовать его нужно аккуратно. Например, старайтесь не использовать слишком эмоциональные пиктограммы с малознакомыми людьми.
А также стоит подумать и о количестве эмодзи в вашей переписке. Переизбыток смайликов может досаждать собеседнику и отвлекать от смысла сообщения.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Как язык воздействует на память. Что мы запоминаем и почему
От строения фразы зависит, что и как мы запоминаем. Это в ходе исследования предположили ученые-антропологи и лингвисты. Есть языки, такие, как английский, в которых основная часть стоит в начале, а потом идет сопутствующая информация. И тогда лучше запоминаются первые слова фразы.
А в других языковых системах основная информация вынесена в конец фразы. И носители данных языков, например, японцы, более эффективно запомнят то, что стоит в конце предложения.
О чем это говорит? О том, что наша память работает, исходя из особенностей языка. Мы запоминаем что-то лучше, а что-то хуже не всегда по собственному желанию, а из-за строения речи.
Но есть и универсальные свойства памяти. Лучше запоминается то, что мы видим. Поэтому нас с детства призывают читать книги, поскольку так наш мозг усваивает грамотное строение слов и предложений. Впоследствии, при написании текстов, у нас срабатывает языковая память. Изображения же помогают запомнить общую информацию, сюжет, контекст, поэтому детям и взрослым так нравится смотреть кино и видео.
И еще немного о памяти. В ходе многих научных экспериментов доказано, что лучше всего запоминаешь, когда проговариваешь усвоенные знания вслух. Если вы хотите уложить в память информацию, начните ею делиться с близкими: например, расскажите ребёнку о том, что вы узнали. Так он расширит свой кругозор, а вы потренируете память.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Коммуникация с собой: полезна ли самокритика?
Приятно поговорить с умным человеком, особенно когда этот человек— ты сам. А если серьезно, то все мы много раз слышали словосочетание «внутренний монолог». А ведь есть еще и внутренний диалог. Ученые утверждают, что мы постоянно ведем разговор с самим собой. Отмечаем, что с нами происходит, перерабатываем опыт.
А также занимаемся самокритикой. И здесь очень важно, какие слова мы говорим себе, как относимся к собственным ошибкам или, наоборот, достижениям.
Многие из нас слишком эмоционально сокрушаются о недочетах. «Ах, я растяпа, ах, я неуч» и так далее. Часто мы раним себя грубым словом вместо того, чтобы спокойно проанализировать проблему и найти решение.
Внутренний, как и внешний, диалог нужно вести уважительно: наша задача не унизить себя, а постараться увидеть пути исправления недостатков.
Например, вы можете сказать себе: «Да, я допустил ошибку, но я ее исправлю». Или: «Не всё потеряно, я еще успею сделать всё как надо».
Иногда конструктивному внутреннему диалогу помогает такой метод: вы составляете два списка — в один включаете дела, которые требуют повышенного внимания, а в другой — те, что у вас хорошо получились. Назовите его, например, «Удачные проекты». Постепенно исправляя недочёты, вы перенесёте все ваши дела в один список свершений. И тогда вы наглядно увидите, что самокритика принесла хорошие плоды.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова