
Апостол Павел
1 Тим., 289 зач., VI, 17-21.
Глава 6.
17 Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения;
18 чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны,
19 собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни.
20 О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания,
21 которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел через своего ученика Тимофея обращается к богатым христианам. Рассказы о том, что христианство — это изначально религия только бедных и богатые пришли в Церковь только тогда, когда могли получить от этого выгоду — глупая агитка из прежней атеистической эпохи. С самого начала в Церкви были самые разные люди: богатые и бедные, рабы и свободные. Об этом пишут и апостол Иаков в своем соборном послании, и апостол Павел в посланиях к Коринфянам, к Тимофею и других. Просто, как и в обычной жизни, в христианских общинах больше было людей бедных.
Итак, апостол просит Тимофея призывать богатых не думать о себе высоко и не надеяться на свое богатство. Звучит вполне понятно. Богач, который дружил с бедными или по крайней мере относился к ним, как к ровне, всегда вызывал удивление. Примечательно, что апостол в первую очередь отмечает как особую черту поведения богатого человека — завышенное восприятие самого себя. Обычно люди общаются с теми, кто воспринимается как более-менее равный по положению. Помнится один мой знакомый, человек склонный к рефлексии и многое подмечающий, рассказывал мне, что он был поражен тому чувству, которое возникло в его душе, когда он продал простую машину и купил дорогую. Он с грустью говорил о том, что мгновенно стал воспринимать людей, которые были проще, так, будто они ниже него. «Я прекрасно понимал, что ничего не произошло, — говорил он, — просто была одна машина, стала другая. Но те же самые люди, которые были вокруг меня, стали восприниматься совершенно иначе. Я чувствовал преграду, которая возникла буквально ниоткуда». Конечно, для того, чтобы отследить подобные вещи, надо иметь навык рассуждения и внимательного отношения к своей душе. Впрочем, для христианина важно не только это ощущение отследить, с ним нужно бороться. Со всем усилием продираться через те заросли гордыни и самодовольства, которыми обрастает душа.
Апостол предлагает для этого хорошее средство. Он говорит, что надо осознать, что богатство — неверное, сомнительное основание для жизни. Человеку кажется, что на него можно опереться, но это самообман. Конечно, деньги помогают решать бытовые проблемы, но даже в этом случае всё очень относительно. Ни здоровье, ни искреннюю любовь близких, ни доверие и настоящую дружбу не купить. Что уж говорить о спокойствии совести и спасении души. Вместо того, чтобы надеяться на деньги, апостол призывает надеяться на Бог живого, который может подать людям всё, что им нужно. При этом апостол употребляет неожиданное слово, он говорит, что Бог подает всё обильно и для наслаждения. Мы привыкли слышать от него слова об аскезе и подвиге и вдруг он говорит о наслаждении. Люди, не знающие церковной традиции, скажут: ну и что здесь такого, наслаждение — это хорошо. Своя правда в этом есть. Наслаждение само по себе действительно неплохо. Плохим его делаем мы, когда начинаем всё использовать для себя. Это же наши чувства, а не чьи-то еще. Наслаждаясь, мы сконцентрированы на себе и забываем про других. Неужели апостол имел в виду подобное наслаждение? Конечно, нет. Заметим, как он формулирует свою мысль: Бог дает нас всё обильно для наслаждения, чтобы мы благодетельствовали, то есть творили добрые дела, чтобы были щедры и общительны. Очевидно, что подобный совет апостола относится уже не только к богатым, но вообще ко всем людям. Бог дает нам блага, но они раскрываются во всей полноте, когда мы начинаем делиться ими с другими людьми.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер