
1 Тим., 278 зач., I, 1-7.
Глава 1.
1 Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей,
2 Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего.
3 Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному
4 и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере.
5 Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры,
6 от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие,
7 желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Из надписания этого апостольского послания ясно, что оно было адресовано не одной из первохристианских общин, а конкретному человеку — Тимофею. О Тимофее известно, что он был одним из ближайших сотрудников апостола Павла, о котором сам Павел был очень высокого мнения. А еще мы знаем, что Тимофей был греком по отцу и евреем по матери. Прежде, чем призвать его к апостольскому служению, Павел совершил над Тимофеем обряд обрезания, книга Деяний святых апостолов указывает и причину столь нехарактерного для Павла действия: «Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин» (Деян. 16:3).
У любого апостольского послания есть повод, который послужил его написанию. В случае с посланием к Тимофею, повод состоял в необходимости предостережения против учений, который были распространены в те годы в Малой Азии, их создателями и проповедниками были три человека: Именей, Александр и Филит. Об учении этих людей известно совсем немного: оно было основано на толковании Пятикнижия Моисея, предписывало половое воздержание и пищевые ограничения. Возможно, что эти же люди учили, что воскресение мёртвых уже произошло. Конечно, у них были свои аргументы, а то, что они проповедовали, вряд ли можно свести лишь к трем перечисленным пунктам. Как бы то ни было, учение этих людей было Церковью побеждено, оно не получило своего развития во многом благодаря трудам апостолов и написанному Павлом посланию.
Сразу же после традиционного приветствия и благословения, апостол Павел переходит к сути своего послания, и напоминает о своей просьбе, обращенной к Тимофею: «увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными». Но этого явно недостаточно для достижения Тимофеем нужного результата, а потому апостол Павел сообщает своим адресатам о цели: «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры». Этими словами Павел обозначил не только цель увещевания тех, кто пошел за лжеучителями, но и цель любой христианской проповеди, которая сводится к проповеди любви, но, конечно, любви не абстрактной, а любви к Богу. Здесь же апостол упомянул и три условия, при которых возможна такая любовь: чистое сердце, добрая совесть и нелицемерная вера. Это то, к чему каждый христианин должен стремиться, и то, что всеми силами нужно в себе беречь. О том, что в наибольшей степени вредит упомянутым апостолом Павлом добродетелям, в свое время замечательно написал святитель Игнатий Брянчанинов «Чистота сердца нарушается принятием греховных помыслов, в особенности блудных; непорочность совести — произвольными грехами; вера ослабляется упованием на свой разум, неискренностию и самолюбием». Соответственно, противоположные перечисленным святителем Игнатием действия способны помочь человеку достигнуть тех состояний, к которым призывает апостол Павел: чистоты сердечной, доброй совести и веры нелицемерной.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема