1 Кор., 156 зач., XIV, 20-25.
20 Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.
21 В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь.
22 Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих.
23 Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?
24 Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится.
25 И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Вы любите мастер-классы? Когда профессионал щедро делится своими личными наработками — и не словами, а на практике показывая, что и как следует делать — это очень увлекательно!
Сегодня апостол Павел тоже даёт нам мастер-класс — только не по кулинарии или лепке, а по отношению к заблуждающимся.
Чему посвящена вся 14 глава послания? Христианство, принесённое апостолом к коринфянам, прививалось крайне тяжело. Жителей крупного портового города, привыкшим к распущенности и вольным нравам, постоянно бросало из стороны в сторону — стоило Павлу уехать из города. И это касалось в том числе тех духовных дарований, которые в изобилии открывались у новокрещёных. У коринфян словно отсутствовало чувство меры и рассудительности — что приводило к нестроениям в том числе и внутри христианской общины. Каждый был уверен, что именно он — в данный момент — глашатай Святого Духа — и все остальные должны ему покориться. Ну а рядом как назло оказывался ещё один такой же вдохновенный пророк. А сзади — ещё один вещает то ли на другом языке, то ли вообще бессмысленно лепечет, сам не понимая что. Одним словом, почти как на восточном базаре — тем более, что и темперамент соответствующий.
Апостол мягко, по-отечески, призывает придать этим духовным явлениям определённость, причём не умаляя ничьих даров — но указывая на важность соотнесённости с внешними, далёкими от веры, людьми. Как бы вам ни было хорошо в состоянии духовного подъёма — нельзя забывать, что вокруг вас — другие люди, которые посмотрят-посмотрят на вас — и решат, что вы просто сошли с ума — а вовсе не просвещены Святым Духом. Всё должно происходить в своё время — и на своём месте. Потому что Бог — любит мир и порядок во всём. Включая дела духовные.
Вывод прост: прежде чем духовно взлетать на седьмое небо, посмотри внимательно вокруг — не станешь ли ты причиной душевной катастрофы того, кто случайно окажется на твоём пути?
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.