1 Кор., 125 зач. (от полу́), I, 26-29.
Глава 1.
26 Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных;
27 но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное;
28 и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее,
29 для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Мы очень часто переживаем из-за количественного и, так сказать, качественного наполнения наших храмов. Переживаем, что в храмах не так много молодёжи, как нам хотелось бы, не так много активных и успешных людей среднего возраста. Мы бы хотели, чтобы деятельных и вдумчивых христиан всех возрастов было как можно больше. Конечно, мы всеми силами стараемся, чтобы это было так. Но наша реальность, особенно в провинции, остаётся прежней: в храмах мы видим в основном женщин пенсионного и предпенсионного возраста. Иногда от этого становится очень грустно, но слова апостола Павла помогают понять духовный смысл столь очевидного возрастного и гендерного перекоса в провинциальных храмах нашей Церкви.
Апостол призывает христиан Коринфа посмотреть на самих себя и увидеть, что среди них почти нет ни учёных, ни сильных, ни благородных, ни богатых, а есть самые простые люди. С точки зрения апостола Павла, это не какая-то нелепая случайность или же недоработка самих апостолов, это проявление воли Божией. Мысль апостола понятна, тем более, что он сам её достаточно ясно изъясняет: Бог устроил Свою Церковь из таких людей, чтобы через них, через этих слабых во всех отношениях людей, проявляла Себя Премудрость Божия и Его сила. Если бы в Церкви Коринфа доминировали другие люди, более успешные и талантливые, то и явленные в Церкви благодатные дары Святого Духа можно было бы отнести не к прямому и непосредственному действию Бога, а к талантам этих людей. Да и сами бы обладатели даров Святого Духа тоже имели бы соблазн решить, что всё это — их личная заслуга.
Вместе с этим, есть и ещё одна цель, о которой пишет апостол Павел: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничижённое и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» (1 Кор. 1:27–28). Это вполне естественно и ожидаемо, если мы вспомним о том, что и Сам Воплощённый Бог был в глазах большинства Его соплеменников всего лишь бедным проповедником из Галилеи, а весь остальной мир о Нём и вовсе ничего не знал. Когда же Спаситель был распят, то и большинство из знавших Его лично людей отвернулись от Него, они решили, что если дело дошло до Распятия и Смерти, то не может быть этот Человек тем, кого они так долго и упорно ждали, Он не может быть Мессией, не может быть Христом — Спасителем человечества. Слабость, которую показал Спаситель на Кресте, была воспринята как проигрыш сильному и хищному миру, но мы знаем, что именно через то, что мир воспринимает как слабость, Бог одержал Победу над смертью и тлением.
Поэтому было бы ошибкой ждать в Христовой Церкви чего-то другого: сила христиан проявляется не в том, что под этим подразумевает окружающий нас мир, наша сила в другом, она во Христе. Но для её обретения необходимо опытно познать свою слабость, увидеть себя самих ничего не значащими и ничего не достигшими. И через это прийти ко Христу, Который наполнит нас той же самой силой, что и христиан первого века по Рождестве Христовом — силой Святого Духа.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.
Храм в честь святых царственных Страстотерпцев в Сарове
Семья Святых Царственных Страстотерпцев на многие века стала для русской истории, для каждого человека, живущего на нашей земле, примером веры, любви, верности и служения. Каждый храм, построенный в их честь, в воспоминание их подвига, несет в себе эту высоту и святость. Все, кто приобщаются к их памяти, незримо вступают под их покров и защиту. Храм, созданный в Сарове, стал для города, где куется ядерный щит России, местом соединения в одну большую русскую семью всех самых лучших и сокровенных наших надежд и чаяний. Он стал семейным для многих жителей города Сарова, и для всех тех людей, кто захочет мысленно войти под его своды, созданные с большой любовью к семье последнего российского императора Государя Николая II. Здесь делается так много, чтобы последующие поколения, наши дети, обрели сильную веру, идеалы чистоты и милосердия, выросли настоящими православными тружениками на ниве созидания будущего нашего Отечества.
Купятицкая икона Божией Матери
Купятицкая икона Божией Матери представляет собой равноконечный медный крест двенадцать на двенадцать сантиметров. На одной его стороне изображена Пречистая Дева с Младенцем на руках, на другой — Распятый Христос. Так неизвестный автор произведения подчеркнул причастность Богородицы к Крестному подвигу Спасителя. Округлые концы Распятия украшены медальонами с изображением ангелов.
Необычная реликвия была явлена в двенадцатом веке в белорусском селе Купятичи. Оно находится в Брестской области, в десяти километрах от города Пинска. Согласно преданию, образ обрела в лесной чаще крестьянская девочка Анна. Икона, укреплённая на дереве среди ветвей, источала яркое сияние. Отроковица принесла находку домой и спрятала в сундук. Но утром креста на месте не оказалось! Девочка вновь нашла его в лесу, на том же самом дереве. Возвращение образа повторилось трижды. Анна рассказала о происшествии взрослым, и жители Купятич построили на месте явления церковь, посвящённую Божией Матери.
Этот храм сгорел во время монголо-татарского нашествия в середине тринадцатого века. Купятицкая икона уцелела в огне. Её нашел на пепелище в конце пятнадцатого столетия странник-богомолец по имени Иоаким. Образ крестным ходом перенесли в церковь, построенную на новом месте. Для святыни изготовили позолоченную оправу из серебра.
В семнадцатом веке при храме в Купятичах был основан православный монастырь. В 1655 году в обители произошёл конфликт между православными и сторонниками объединения с католиками. Несколько монахов переселились в Киев и перенесли с собой Купятицкую икону Божией Матери. Они записали историю явления чудотворного образа и издали её в типографии Киево-Печерской лавры. Образ Пресвятой Богородицы, найденный в двенадцатом веке в белорусском лесу, стал широко почитаем. Про этот медный крест говорили, что он мал размером, но велик чудесами.
До двадцатого века Купятицкая икона пребывала в Киевском соборе Святой Софии. После революции 1917 года реликвия была утрачена. В селе Купятичи сохранилась деревянная копия древней реликвии, изготовленная в семнадцатом столетии. Как и первообраз, этот список Купятицкой иконы Божией Матери почитается чудотворным. Помолиться перед ним в маленькое белорусское село ежегодно приезжают тысячи паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница