
Апостол Павел. Мозаика
1 Кор., 165 зач., XVI, 4-12.
Глава 16.
4 А если прилично будет и мне отправиться, то они со мной пойдут.
5 Я приду к вам, когда пройду Македонию; ибо я иду через Македонию.
6 У вас же, может быть, поживу, или и перезимую, чтобы вы меня проводили, куда пойду.
7 Ибо я не хочу видеться с вами теперь мимоходом, а надеюсь пробыть у вас несколько времени, если Господь позволит.
8 В Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы,
9 ибо для меня отверста великая и широкая дверь, и противников много.
10 Если же придет к вам Тимофей, смотри́те, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я.
11 Посему никто не пренебрегай его, но проводи́те его с миром, чтобы он пришел ко мне, ибо я жду его с братиями.
12 А что до брата Аполлоса, я очень просил его, чтобы он с братиями пошел к вам; но он никак не хотел идти ныне, а придет, когда ему будет удобно.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Казалось бы, перед нами — обычные строки из письма апостола Павла, в котором он делится с Коринфянами своими дальнейшими планами и обозначает перспективы его следующего приезда. В целом — ничего особенного, обычные организационные вопросы. Но если всмотреться чуть пристальнее — впечатление меняется.
Апостол действительно строит вполне определённые планы — но при этом вводит в них сразу достаточно много «зазоров», неопределённостей. Все оговорки — «если прилично будет», «может быть», «надеюсь», «если Господь позволит», «когда будет удобно» — о том, что он чётко осознаёт: мало ли какие можно понастроить планы — но их успешность будет целиком зависеть от Господа Бога.
В обычной жизни, как правило, мы мечемся между двумя крайностями: или тщательно, досконально, до мелочей продумываем предстоящие события — или, напротив, пускаем всё на самотёк — особенно если что-то не складывается с самого начала. Пример апостола помогает нам понять ту самую «золотую середину», которой и следует придерживаться. С одной стороны, как Бог может узнать наши намерения и пожелания, если нам будет абсолютно всё равно? Ведь в процессе определения мы и принимаем решения, прикладываем к себе то одно обстоятельство, то другое — и смотрим, насколько подходит или не подходит. Это очень важный процесс знакомства, в том числе, и с самим собой — в котором вовсе нет ничего недостойного или тем более греховного. Но с другой стороны, определившись, надо научиться наше решение как бы «подвешивать» в воздухе — обращаясь к Небесному Отцу, чтобы Он благословил наше доброе намерение. Не требовать, не присваивать себе как уже нечто совершившееся — а именно «подвесить» — в надежде, что всё сложится.
А как же быть, если время подходит — а «подвешенное» нами так и висит, и ничего дальше не происходит? Или вообще обстоятельства настолько изменились, что явно наш вариант ну никак не состоится? Значит, ответ нами уже получен: не то! Надо искать что-то другое, возможно, в каком-то ином плане, другом направлении подумать — и снова внимательно смотреть, каков будет результат.
В таком живом диалоге между своими намерениями и Божественными ответами и находился постоянно апостол Павел. То, что было ему очевидно, доступно для принятия решений, для чего было, как бы мы сказали сегодня, достаточно «вводной информации» — он без всякого сомнения пускал в дело. Но даже в такой ситуации всё равно определённый «зазор» для Божественной коррекции всегда оставлял!
Вот какой замечательный совет даёт нам сегодняшнее апостольское чтение — действовать и планировать — но при этом не быть излишне уверенными в абсолютной правильности принимаемых нами решений, а искать во всём синергии, соработничества с Живым Господом Богом!
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема