1 Кор., 165 зач., XVI, 4-12.
Глава 16.
4 А если прилично будет и мне отправиться, то они со мной пойдут.
5 Я приду к вам, когда пройду Македонию; ибо я иду через Македонию.
6 У вас же, может быть, поживу, или и перезимую, чтобы вы меня проводили, куда пойду.
7 Ибо я не хочу видеться с вами теперь мимоходом, а надеюсь пробыть у вас несколько времени, если Господь позволит.
8 В Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы,
9 ибо для меня отверста великая и широкая дверь, и противников много.
10 Если же придет к вам Тимофей, смотри́те, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я.
11 Посему никто не пренебрегай его, но проводи́те его с миром, чтобы он пришел ко мне, ибо я жду его с братиями.
12 А что до брата Аполлоса, я очень просил его, чтобы он с братиями пошел к вам; но он никак не хотел идти ныне, а придет, когда ему будет удобно.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Казалось бы, перед нами — обычные строки из письма апостола Павла, в котором он делится с Коринфянами своими дальнейшими планами и обозначает перспективы его следующего приезда. В целом — ничего особенного, обычные организационные вопросы. Но если всмотреться чуть пристальнее — впечатление меняется.
Апостол действительно строит вполне определённые планы — но при этом вводит в них сразу достаточно много «зазоров», неопределённостей. Все оговорки — «если прилично будет», «может быть», «надеюсь», «если Господь позволит», «когда будет удобно» — о том, что он чётко осознаёт: мало ли какие можно понастроить планы — но их успешность будет целиком зависеть от Господа Бога.
В обычной жизни, как правило, мы мечемся между двумя крайностями: или тщательно, досконально, до мелочей продумываем предстоящие события — или, напротив, пускаем всё на самотёк — особенно если что-то не складывается с самого начала. Пример апостола помогает нам понять ту самую «золотую середину», которой и следует придерживаться. С одной стороны, как Бог может узнать наши намерения и пожелания, если нам будет абсолютно всё равно? Ведь в процессе определения мы и принимаем решения, прикладываем к себе то одно обстоятельство, то другое — и смотрим, насколько подходит или не подходит. Это очень важный процесс знакомства, в том числе, и с самим собой — в котором вовсе нет ничего недостойного или тем более греховного. Но с другой стороны, определившись, надо научиться наше решение как бы «подвешивать» в воздухе — обращаясь к Небесному Отцу, чтобы Он благословил наше доброе намерение. Не требовать, не присваивать себе как уже нечто совершившееся — а именно «подвесить» — в надежде, что всё сложится.
А как же быть, если время подходит — а «подвешенное» нами так и висит, и ничего дальше не происходит? Или вообще обстоятельства настолько изменились, что явно наш вариант ну никак не состоится? Значит, ответ нами уже получен: не то! Надо искать что-то другое, возможно, в каком-то ином плане, другом направлении подумать — и снова внимательно смотреть, каков будет результат.
В таком живом диалоге между своими намерениями и Божественными ответами и находился постоянно апостол Павел. То, что было ему очевидно, доступно для принятия решений, для чего было, как бы мы сказали сегодня, достаточно «вводной информации» — он без всякого сомнения пускал в дело. Но даже в такой ситуации всё равно определённый «зазор» для Божественной коррекции всегда оставлял!
Вот какой замечательный совет даёт нам сегодняшнее апостольское чтение — действовать и планировать — но при этом не быть излишне уверенными в абсолютной правильности принимаемых нами решений, а искать во всём синергии, соработничества с Живым Господом Богом!
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.