
1 Кор., 126 зач., II, 6-9.
Глава 2.
6 Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих,
7 но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей,
8 которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Довольно часто священнослужителям приходится сталкиваться с вопросами, которые не имеют никакого практического смысла. В качестве одного из близких мне примеров, можно привести вопрос о том, каково христианское отношение к осознающим себя человекоподобным роботам. Конечно, мы бы могли постараться сформулировать свои мысли в отношении такого рода машин. Но дело в том, что христианская традиция всегда тщательно избегала каких бы то ни было абстрактных размышлений, она сосредотачивала свое внимание лишь на том, что реально существует, ее интересовали исключительно злободневные вопросы, а не футурологические построения. Еще одной характерной особенностью для христианских авторов является используемый ими язык: они всегда оперировали лишь теми понятиями, которые были актуальны для той аудитории, к которой они обращались. Ни апостолы, ни последующие поколения христианских апологетов не стремились к тому, чтобы выдумать какой-то свой язык, они всегда шли по другому пути: брали существующие понятия и наполняли их евангельским содержанием.
Именно это мы видим и в посланиях апостола Павла. Описанный принцип ярко прослеживается и в этом отрывке. Христиане Коринфа очень сильно интересовались мудростью и знанием, им нравились прилагательные «духовный» и «зрелый». Апостол Павел в посланиях в Коринф оперирует этими понятиями, отталкиваясь от интересов своих адресатов. Вместе с этим он даёт волнующим коринфян словам новое содержание. Во второй главе Первого послания к Коринфянам, отрывок из которой мы услышали, апостол делает особый акцент на понятии «духовный». Любопытно, что необходимость христианского разъяснения этого слова по-прежнему актуальна. Можно попытаться провести мысленный эксперимент и дать самим себе ответ на вопрос о том, что каждый из нас подразумевает под этим словом, а потом сравнить с тем, что подразумевал апостол Павел и что вкладывает в это слово христианская традиция. Для большинства наших современников, так же, как и для общины Коринфа, слово «духовный» соотносится с высшим развитием способностей человека, и, судя по всему, именно так оно понималось в окружавшем коринфских христиан языческом мире, тогда как для апостола Павла это слово означает человека, водимого, побуждаемого и преображаемого Святым Духом.
Точно так же апостол переопределяет и понятие мудрости. Для его адресатов мудрость заключалась во владении информацией и умении жить, то есть вести себя так, чтобы достигать поставленных целей несмотря ни на что. Мудрость, в представлении Коринфян, близка к эгоистической смекалке. И снова мы видим, что современное нам общество во многом схоже в своих представлениях с представлениями юной коринфской общины. Такую мудрость апостол Павел видит детской и противопоставляет ее мудрости людей совершенных, которую невозможно приобрести только через откровение от Духа Святого. Высшая мудрость во многом противоположна человеческой, ведь и Христос действовал вовсе не так, как того можно было от Него ожидать. Он не искал чего бы то ни было, кроме исполнения воли Божией, Он не использовал Свои интеллектуальные и физические силы ради собственного блага, Он полностью отдал Себя в волю Божию. Это и есть «премудрость Божия, тайная, сокровенная, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей».
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема