
Апостол Павел. Мозаика
1 Кор., 126 зач., II, 6-9.
Глава 2.
6 Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих,
7 но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей,
8 которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Одной из главных ценностей в современном мире считается многообразие. В пище, одежде, стилях, мнениях о самых разных вещах. При этом всегда были сферы, в которых для всех было очевидно, что истина одна. Например, физики или биологи могли спорить, но при этом они стремились выяснить ту истину, которая от них не зависела, а была отражением реальности. Они ее только искали, но не выбирали. В наши дни появилась странная тенденция пытаться оспаривать очевидные вещи, ссылаясь на собственные вкусы, как будто наука похожа на искусство, в котором можно сказать «я так вижу». В связи с этими изменениями я всегда вспоминаю историю, которая произошла в конце 90-х. На одном мероприятии в школе я познакомился с студентом, который оказался язычником. Когда мы обсуждали вопросы смерти и умирания, он сказал, что верит в переселение душ. Я знал, конечно, что христианство относится к этой идее очень плохо, но мне стали интересны его аргументы. Каково же было мое удивление, когда на вопрос о причинах собственной веры, он ответил: скучно жить один раз. Я помню, как меня это шокировало. Если тебе скучно ты можешь еще раз прослушать песню или посмотреть фильм, но как от тебя зависит возможность еще раз прожить жизнь? Мало ли, что тебе скучно?
Его ответ кажется странным, но многие уже сегодня настолько привыкли к иллюзии того, что они сами конструируют реальность, что могут сами выдумывать ответы на любые вопросы, присовокупив к ним фразу «а почему бы и нет». Сталкиваясь с подобными вещами, верующим надо понимать, что путь к Богу начинается с правильной позиции, смиренной и ученической. Я вступаю в мир, который создал и конструирую не я. Его сотворил Господь. Он существует по Его воле, а мы приходим в него и можем жить в согласии с Его замыслом, а можем жить в мире иллюзий.
Собственно, именно об этом и пишет апостол Павел. Есть две мудрости: одна мнимая, принадлежит веку сему и тем, кто в нем властвует, другая тайная — принадлежит Богу и тем, кто выбрал истину. Первая лежит на поверхности и является легким решением, вторая сокрыта в глубине и, чтобы приблизиться к ней, надо проделать определенную работу, очистить душу от наносного и временного. Она называется тайной, но не потому, что Бог ее от кого-то скрывает, а потому что доступна только ищущим, и чтобы познать ее, надо обратиться к Нему.
Мирская мудрость кажется очень привлекательной, связанной с богатством, властью, общественным признанием, но апостол говорит, что в итоге она заставляет человека противостоять мудрости Божией. Происходит это незаметно, но иначе не бывает, так как эти два подхода несовместимы. И как когда-то первосвященники, подчиняясь мудрости века сего, распяли Христа, так и всякий человек, в какую бы эпоху он ни жил, выбирая мир, противопоставляет себя Богу.
Почему же апостол пишет, что мудрость Божия проповедуется между совершенными? Если так, кто из простых людей может ее услышать. Однако дело здесь в том, что греческое слово, которое он употребляет, означает не столько нравственно совершенных людей, сколько тех, кто решил не довольствоваться суррогатами, но стать настоящим человеком. Таким, каким его задумал Бог.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Гал., 207 зач., III, 15-22.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В книге древнего китайского мудреца Чжуан-Цзы есть такая мысль: «Мы лепим глину и делаем сосуд; но польза сосуда — в пустоте. Вырезаем двери и окна, чтобы сделать дом; но польза дома — в пустом пространстве. Поэтому: имеющее — даёт выгоду, а не-имеющее — делает его полезным».
Эта глубокая мысль китайского мудреца поможет нам лучше понять отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 3.
15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
Казалось бы, между посланием апостола Павла к Галатам и книгой Чжуан-Цзы лежит пропасть: и временная, и содержательная. Но приведённый выше отрывок о «пользе бесполезной пустоты» позволяет нам, как мне кажется, увидеть слова апостола Павла с неожиданной стороны.
О чём же говорит апостол? Главная проблема, о которую постоянно спотыкаются новообращённые из язычников, — непонимание, как соотнести новую религию — христианство — с иудейской традицией. Разные проповедники привносят ещё большую неразбериху, и, как было хорошо показано в предыдущих главах послания, галаты оказываются крайне внутренне неустойчивы. Своими словами апостол старается объяснить им смысл ветхозаветного закона: цель этого закона — подготовительная, временная. Он бесконечно важен — если теперь обратиться к мысли Чжуан-Цзы — также, как важен глиняный кувшин для того, чтобы в него налить молоко — иначе как этот питательный продукт перенести к голодному человеку? Но было бы полным безумием предлагать ищущему еды... сам пустой кувшин, уверяя, что поскольку он предназначен для еды, то и голод может удовлетворить! Так же, как кувшин отлагается в сторону после того, как из него выпили всё молоко — также и ветхозаветный закон перестаёт быть актуальным после того, как сквозь него, посредством него явился в мир Мессия — Иисус Христос — Истинная Пища и Истинное Питие для уверовавших в Него. Закон — очень важен, но он не способен «животворить», то есть оживлять: он — лишь рамка, предел, граница, помогающий не расплескать данное свыше Божественное Откровение о грядущем Спасителе мира — и нужда в законе пропадает после того, как Христос напрямую, уже без всяких посредников и ограничений, свидетельствует Собой, Своей жизнью и словом, о Божественной Истине.
Думаю, каждый из нас может вполне поупражняться вот в каком размышлении: что в моей духовной жизни, религиозных обрядах и поступках, является «стенками кувшина» — внешней, собирающей рамкой — а что — самим содержанием, только ради которого и ценен сам кувшин!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов

У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер