1 Кор., 123 зач., I, 3-9.
Глава 1.
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, 5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,- 6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,- 7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, 8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Наверное, многие из наших радиослушателей знают, каково оказаться в незнакомом городе без знания языка — да ещё и без карты. Ходишь то в одну, то в другую сторону, спрашиваешь на ломаном английском, ни тебя не понимают, ни ты толком не разберешь ответы — в итоге много времени проходит зря, намеченные цели не достигаются, и появляется досада: ну почему же я карту-то заранее не приготовил!...
Жизнь человека во многом похожа именно на такую историю блуждания по незнакомой местности: ткнёшься в одну сторону, попадёшь в тупик — а то и в яму угодишь, где-то удачно пройдёшь, но в любом случае всё очень и очень напряжённо, непредсказуемо и опасно.
Сегодня апостол Павел говорит нам о том, что во Христе человек «обогащается» всем, что ему необходимо. Возвращаясь к образу карты, отметим, что Христос становится даже не картой, с которой ещё надо суметь разобраться — но живым проводником, Который не только способен проложить самый быстрый и интересный маршрут, но и уберечь от любых неприятностей. Но это возможно только если у вас с проводником налажен тесный контакт, вы понимаете друг друга, и — что очень важно! — вы доверяете своему проводнику. Даже в ситуации, когда с вашей точки зрения он ведёт вас совсем не туда, куда вы собирались, выбирает неправильную дорогу, и вы оказываетесь в совершенно иной ситуации, чем предполагали!
Если продолжать говорить о духовном водительстве Христом верующего, мы столкнёмся с ещё одной проблемой: а точно ли Сам Христос — наш проводник? А вдруг это самосозданный фантом нашего сознания — проводничок, сотворённый по нашему собственному образу и подобию, — который лишь притворяется экспертом, а на самом-то деле всегда делает только то, что нам угодно и приятно? Есть ли какой-то способ различить, за кем мы на самом деле идём — за Христом или за самозванцем?
Я бы предложил задуматься вот над какими критериями. Первое — Настоящий Проводник всегда будет непредсказуем и непросчитываем с нашей стороны. Потому что Он — не мы, и знает, и может гораздо больше нас. Если же у нас всё чаще появляется ощущение, что нас водят одними и теми же маршрутами — есть повод задуматься!
Второе — Настоящий Проводник умеет настоять на своём, Им невозможно манипулировать. Если наш провожатый всегда и всё делает, как нам по нраву — есть повод задуматься!
И, наконец, третье — Отличный Проводник будет не просто водить по местам, но помогать самостоятельно изучать дорогу, примечать указатели — чтобы с течением времени необходимость Его присутствия становилась всё меньше и меньше. Значит, если наш душевный проводник с каждым разом всё крепче и крепче привязывает к себе, и не отпускает от себя ни на шаг — тоже есть повод очень крепко задуматься!
20 апреля. О проповеди святого Серапиона Синдонита
Сегодня 20 апреля. День памяти Преподобного Серапиона Синдонита.
О проповеди святого, — священник Августин Соколовски.
20 апреля. Об истории акафиста Пресвятой Богородицы
Сегодня 20 апреля. Похвала Пресвятой Богородицы. В храмах читается Акафист Божьей Матери.
Об истории акафиста, — игумен Лука Степанов.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 322 зач., IX, 24-28.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Христианская традиция существует уже около двух тысяч лет. Для её изучения созданы целые институты. Как же простому человеку, который хочет жить в согласии с правилами Православной веры, не потеряться в этом объёме информации? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;
26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.
27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,
28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел сравнивает Иисуса Христа с ветхозаветным первосвященником. Однако служение Спасителя качественно отличается от того, что делает при помощи религиозного ритуала человек. Если священник входит для совершения жертвоприношения в рукотворный храм, то Спаситель, по слову апостола Павла, вошёл в самое небо. То есть совершённые Христом действия имели мгновенный отклик от Бога-Отца. Хотя были совершены вне храмовой постройки. Всё, что сделал Господь, происходило в присутствии Небесного Родителя, с Которым у Иисуса Христа была теснейшая связь. Если священник приносил в жертву кровь животных, то Спаситель окропил жертвенник собственной кровью. Наконец, если священник по закону Моисееву был вынужден совершать жертвенный обряд каждый год, то жертва, принесённая Христом, совершилась один раз. И этого было достаточно, чтобы искупить грехи всех людей, которые когда-либо жили и будут жить на этом свете. На Голгофе Спаситель вновь открыл человеку путь к Богу. Открыл его раз и навсегда. Теперь дело только за нами. Мы призваны принять этот дар, чтобы благодать спасения и любви Божией поселилась в нашем сердце.
Весь вопрос — как это сделать? Казалось бы, ничего проще: вступи в церковную общину, посещай богослужения, принимай участие в таинствах Церкви, молись, держи пост, одним словом, соблюдай церковный устав, не отступай от благочестивых обычаев. Однако бывает, что даже самое дотошное исполнение этих очевидных предписаний, которые освящены временем и авторитетом православной традиции, не даёт сердцу удовлетворения. Будто что-то важное, чем обладали святые, ускользает от нас. Будто в общей картине нашей религиозной жизни постоянно не хватает какого-то важного пазла. Всё делаю, а покой на сердце не приходит. И бывает даже так, что традиция благочестия ложится на меня тяжким грузом, а порой и невыносимым бременем. Что же это за недостающая деталь?
Приглядимся к образу Спасителя. Он не просто Небесный Первосвященник, для Которого существует мир и Который правит Вселенной. Он вместе с этим и смиренный служитель, Который существует для мира и является нашим Вечным Слугой. Нам кажется это странным, парадоксальным. Но в этом-то и беда. Ведь это означает, что у нас просто нет опыта подобного служения. Если мы служим, то или по необходимости, словно тянем лямку, или преследуя свои собственные цели и увлечённые собственными идеями. Евангелие же говорит нам, что дар спасения усваивает тот, кто всю свою жизнь организует так, чтобы служить Богу и людям. Бескорыстно. Во всех своих делах. В любых ситуациях. На ежедневной основе. Это и есть та самая недостающая деталь. Именно сознательное и бескомпромиссное служение — тот ключ, который запускает весь сложный, формировавшийся столетиями комплекс, который мы именуем церковная традиция. Для того, кто служит, она оживает. Она становится лёгкой и прозрачной. Всё в ней оказывается на своём месте. Не важно, кто я и какой у меня опыт, она очень органично усваивается моим умом, моими чувствами и моими сердцем. Во мне словно открывается источник благодати. И душа обретает долгожданные мир и покой.