
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
1 Кор., 123 зач., I, 3-9.
Глава 1.
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, 5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,- 6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,- 7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, 8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Наверное, многие из наших радиослушателей знают, каково оказаться в незнакомом городе без знания языка — да ещё и без карты. Ходишь то в одну, то в другую сторону, спрашиваешь на ломаном английском, ни тебя не понимают, ни ты толком не разберешь ответы — в итоге много времени проходит зря, намеченные цели не достигаются, и появляется досада: ну почему же я карту-то заранее не приготовил!...
Жизнь человека во многом похожа именно на такую историю блуждания по незнакомой местности: ткнёшься в одну сторону, попадёшь в тупик — а то и в яму угодишь, где-то удачно пройдёшь, но в любом случае всё очень и очень напряжённо, непредсказуемо и опасно.
Сегодня апостол Павел говорит нам о том, что во Христе человек «обогащается» всем, что ему необходимо. Возвращаясь к образу карты, отметим, что Христос становится даже не картой, с которой ещё надо суметь разобраться — но живым проводником, Который не только способен проложить самый быстрый и интересный маршрут, но и уберечь от любых неприятностей. Но это возможно только если у вас с проводником налажен тесный контакт, вы понимаете друг друга, и — что очень важно! — вы доверяете своему проводнику. Даже в ситуации, когда с вашей точки зрения он ведёт вас совсем не туда, куда вы собирались, выбирает неправильную дорогу, и вы оказываетесь в совершенно иной ситуации, чем предполагали!
Если продолжать говорить о духовном водительстве Христом верующего, мы столкнёмся с ещё одной проблемой: а точно ли Сам Христос — наш проводник? А вдруг это самосозданный фантом нашего сознания — проводничок, сотворённый по нашему собственному образу и подобию, — который лишь притворяется экспертом, а на самом-то деле всегда делает только то, что нам угодно и приятно? Есть ли какой-то способ различить, за кем мы на самом деле идём — за Христом или за самозванцем?
Я бы предложил задуматься вот над какими критериями. Первое — Настоящий Проводник всегда будет непредсказуем и непросчитываем с нашей стороны. Потому что Он — не мы, и знает, и может гораздо больше нас. Если же у нас всё чаще появляется ощущение, что нас водят одними и теми же маршрутами — есть повод задуматься!
Второе — Настоящий Проводник умеет настоять на своём, Им невозможно манипулировать. Если наш провожатый всегда и всё делает, как нам по нраву — есть повод задуматься!
И, наконец, третье — Отличный Проводник будет не просто водить по местам, но помогать самостоятельно изучать дорогу, примечать указатели — чтобы с течением времени необходимость Его присутствия становилась всё меньше и меньше. Значит, если наш душевный проводник с каждым разом всё крепче и крепче привязывает к себе, и не отпускает от себя ни на шаг — тоже есть повод очень крепко задуматься!
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема